С неандертальцев сняли клеймо "жестоких головорезов"

Охота неандертальцев в представлении художника. Эту иллюстрацию заказали авторы исследования, чтобы продемонстрировать, что древние гоминиды могли получать травмы не только в драках.

Фото Katerina Harvati/Gleiver Prieto.

Череп неандертальца со следами повреждений.

Фото Claire Artemyz.

В "школе каменного века" древние люди научились многому: изготавливать сложные орудия, пользоваться инструментами, проводить хирургические операции и жестокие ритуалы.

Считалось, что неандертальцы освоили технику ближнего боя на отлично. Антропологи долгое время были уверены в том, что представители вида Homo neanderthalensis отличались особой жестокостью, а их жизнь была полна насилия.

Однако новая работа немецких учёных из Тюбингенского университета ломает этот стереотип.

Специалисты поясняют: предыдущие выводы об агрессивном социальном поведении неандертальцев были сделаны на основе осмотра и изучения их останков. Действительно, на костях и черепах этих гоминидов было найдено множество следов травм и ранений. По сравнению с останками сапиенсов, у неандертальцев наблюдалось намного больше повреждений в районе шеи и головы.

Но никто не интересовался, как эти боевые раны были получены.

Напомним, что "кузены" человека разумного жили на Земле во времена последней ледниковой эпохи (оледенения, начавшегося около 110 тысяч лет назад), а значит, вероятность несчастного случая или получения травмы была высокой. Кроме того, неандертальцы питались в основном мясом, так что им приходилось сталкиваться с опасными животными, в том числе крупными.

Поэтому в ходе новой работы исследователи решили более подробно изучить повреждения, полученные неандертальцами, и сравнить их количество и характер с повреждениями на останках сапиенсов.

Команда под руководством палеоантрополога Катерины Харвати (Katerina Harvati) проанализировала данные предыдущих работ, в которых описывается более 800 фрагментов черепов, найденных в Европе. Возраст останков составлял от 80 до 20 тысяч лет.

В первой группе было 295 неандертальских фрагментов, во второй – 541 фрагмент черепов Homo sapiens. Среди изученных экземпляров лишь 39 имели признаки повреждений: 14 и 25, соответственно. Таким образом, коэффициент травматизма составил 5% для обоих видов.

"Распространённость черепно-мозговых травм на уровне популяции сопоставима между неандертальцами и ранними людьми [разумными]. Можно полагать, что жизнь первых была не более опасной, чем жизнь вторых", — отметила Харвати в интервью Gizmodo.

Она также сообщила, что в обоих случаях больше повреждений было найдено на останках мужчин, что логично, ведь они были главными добытчиками.

Череп неандертальца со следами повреждений.
Фото Claire Artemyz.

Примечательно, что из 14 неандертальских останков со следами травм 9 принадлежало гоминидам моложе 30 лет. Между тем в "человеческой группе" из 25 черепов лишь 7 принадлежало молодым. Исследователи полагают, что неандертальцы были более подвержены риску ранней смерти из-за перенесённых травм.

Вполне возможно, что эти данные свидетельствуют о различиях в социальном поведении, в частности, заботе о пострадавших.

Хотя у специалистов нет оснований полагать, что уровень "здравоохранения" среди неандертальцев был ниже, чем среди сапиенсов. Ранее, к примеру, было доказано, что неандертальцы использовали доисторические обезболивающие и антибиотики и знали о лечебных свойствах растений.

Объяснить наличие травм среди "неандертальской молодёжи" могло бы короткое детство и более быстрое взросление. Однако в 2017 году эта гипотеза была опровергнута: оказалось, что неандертальские дети росли и развивались примерно так же, как дети человека разумного.

Немецкие учёные намерены продолжить исследование. В частности, они отмечают, что пока не изучали никакие другие останки, кроме черепов. Кроме того, антропологи не работали непосредственно с останками, а полагались лишь на их описание.

Более подробно об этой работе рассказывается в статье, опубликованной в журнале Nature.

Напомним, что ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о других исследованиях, которые изменили репутацию неандертальцев. "Двоюродные братья" человека разумного были не такими примитивными, как считалось. Они, скорее всего, имели возможность разговаривать и хоронили усопших, имели ловкие руки и даже пользовались зубочистками. Кроме того, неандертальцы были эстетами: создавали украшения и старались сделать свои жилища более уютными.