Неандертальцы лечились при помощи доисторических обезболивающих и антибиотиков

Неандертальцы употребляли в пищу кору тополя, которая содержит салициловую кислоту - обезболивающий ингредиент аспирина.

Фото Tyler B. Tretsven.

Остатки зубного камня помогли учёным понять, что неандертальцы при жизни употребляли в пищу.

Фото Paleoanthropology Group MNCN-CSIC.

Учёные выявили, что у неандертальцев был довольно разнообразный рацион питания.

Фото Antonio Rosas, Paleoanthropology Group MNCN-CSIC.

Учёные выявили, что у неандертальцев был довольно разнообразный рацион питания.
Ещё раз изучив останки древних людей, учёные выяснили, что неандертальцы занимались вполне эффективным самолечением. Оказывается, им уже были известны естественные антибиотики, помогавшие бороться с болью в животе и другими недугами.

Многие считают антибиотики и болеутоляющие средства "триумфом современной медицины". Но, похоже, неандертальцы использовали эти вещества (или их аналоги) ещё за тысячи лет до того, как они были впервые обнаружены профессиональными медиками.

Недавнее исследование показало, что неандертальцы, жившее на территории современной Испании порядка 49 тысяч лет назад, лечили зубные инфекции и внезапные расстройства кишечника корой тополя, содержащей обезболивающие и антимикробные вещества.

Исследователи, изучавшие отвердевший зубной налёт (так называемый зубной камень), найденный среди окаменелых останков неандертальцев, обнаружили содержавшийся в нём генетический материал плесени, которая используется при производстве антибиотиков.

Одного из неандертальцев, чьи останки дошли до наших дней, учёные прозвали Сидом, потому что его скелет нашли в пещере Эль-Сидрон, Испания. Исследователи выяснили, что при жизни Сид страдал от абсцесса в челюсти. Также было обнаружено, что ему не давали покоя бактерии, ставшие причиной болей в животе.

Анализ ДНК показал, что Сид, видимо, знал, как вылечить себя (или хотя бы на время избавиться от недуга). Он употреблял в пищу кору тополя, которая содержит салициловую кислоту (обезболивающий ингредиент аспирина).

Ещё более интересным кажется тот факт, что Сид также съедал плесень, образуемую грибком рода Penicillium (который используют в качестве источника всем известного пенициллина). Вероятно, неандертальцы использовали её в качестве антибиотика ещё в каменном веке. Напомним, что Александр Флеминг открыл пенициллин только в 1928 году. Однако, судя по всему, Сид и его соплеменники опередили Флеминга на целые тысячелетия.

Аспирин, кстати, также открыли относительно недавно – его синтезировали в 1890 году. При этом на протяжении многих лет было известно, что люди раньше жевали кору тополя или ивы, чтобы устранить боль.

Ведущий автор исследования доктор Лаура Вайрих (Laura Weyrich) из Университета Аделаиды говорит: "Зубной налёт поймал микроорганизмы, жившие во рту. Нами также были обнаружены патогены, находившиеся в желудочно-кишечном тракте и дыхательных путях, а ещё остатки пищи, застрявшие в зубах".

Исследовательница отметила, что молекулы ДНК представляют собой уникальное "окно", помогающее заглянуть в прошлое и "узнать больше об образе жизни неандертальцев, а также о том, чем они питались, чем болели, как окружающая среда влияла на их поведение".

Профессор Алан Купер (Alan Cooper) из Университета Аделаиды говорит, что, по всей видимости, неандертальцы обладали хорошими знаниями о лекарственных растениях и их различных противовоспалительных и обезболивающих свойствах (к таким выводам ранее приходили и другие научные группы). "Видимо, они занимались самолечением. Наши результаты довольно сильно контрастируют с тем упрощённым представлением о наших древних родственниках, которое бытует сегодня", — говорит Купер.

Учёные выявили, что у неандертальцев был довольно разнообразный рацион питания.

По словам учёного, неандертальцы также имели разнообразный рацион питания. "Мы обнаружили, что особи, чьи останки были найдены в бельгийской пещере Spy Cave, употребляли в пищу шерстистых носорогов и европейских горных баранов, а также дикорастущие грибы", — рассказывает исследователь.

Рацион вторых – из пещеры Эль-Сидрон – был больше сдвинут в сторону вегетарианства. "Мы не нашли свидетельств того, что они питались мясом. В основном они питались кедровыми орехами, мхом, грибами и корой дерева. Всё это демонстрирует совершенно разный образ жизни у двух групп", — говорит Купер.

Один из авторов работы профессор Карен Харди (Karen Hardy) из Автономного университета Барселоны считает, что вряд ли неандертальцы ели плесень в качестве пищевого продукта. "Я уверена, что они неосознанно ели заплесневелый растительный материал. Они не стали бы его намерено отыскивать по той причине, что плесень не хороша на вкус".

Профессор Харди и её коллеги в более ранних работах находили доказательства того, что неандертальцы употребляли в пищу тысячелистник и ромашку – два растения, которые можно использовать при лечении лихорадки. Но они предупреждают, что результаты исследования хоть и интригуют, всё же основаны лишь на анализе останков лишь нескольких особей.

Описание проведённой работы опубликовано в научном издании Nature.

Необходимо отметить, что за последнее время общее представление о неандертальцах претерпело существенные изменения. Так, учёные уже доказали, что неандертальцы умели рисовать и даже готовить пищу на огне. Неандертальцы Северной Европы также практиковали каннибализм.