Специалисты ЕКА ответили, упадёт ли в этом году на Землю опасный астероид

Самый большой в мире телескоп помог астрономам выяснить, реальна ли космическая угроза.

Иллюстрация ESO/S. Guisard.

Если бы 2006 QV89 угрожал Земле столкновением, он бы наблюдался в одной из точек, отмеченных красными крестами.

Иллюстрация ESO/O. Hainaut/ESA.

Астероид 2006 QV89 был открыт в 2006 году. Астрономы вычислили, что он может нанести удар по Земле 9 сентября 2019 года. Но вскоре небесное тело "исчезло с радаров", и никто до сих пор не знает, где оно находится. Однако самый большой в мире телескоп позволил выяснить, состоится ли опасная встреча.

Астероид 2006 QV89 был открыт в 2006 году. Астрономы вычислили, что он может нанести удар по Земле 9 сентября 2019 года. Но вскоре небесное тело "исчезло с радаров", и никто не знал, где оно находится и состоится ли опасная встреча. Хотя местонахождение небесного гостя по-прежнему неизвестно, теперь астрономы выяснили, что опасность нашей планете не угрожает. Рассказываем, как специалистам удалось прийти к таким выводам.

Начнём с того, что размер 2006 QV89 известен лишь приблизительно: от 20 до 50 метров. По астрономическим меркам это весьма маленький объект, но при падении в густонаселённом районе он способен натворить бед. Это наглядно подтвердил в 2013 году космический гость, взорвавшийся над Челябинском. К слову, этот астероид до входа в атмосферу имел диаметр чуть меньше 20 метров.

Подобные "небесные камни" астрономам очень трудно отслеживать: они малы, быстро движутся и, как правило, плохо отражают свет. Поэтому 2006 QV89 находился в пределах видимости лишь десять дней.

Специалисты просчитали возможные варианты его орбиты и определили, что 9 сентября 2019 года он может столкнуться с Землёй. Вероятность такого события они оценили в 1/7000. Эта цифра кажется небольшой, но лишь пока речь не заходит о человеческих жизнях.

После этого астероид "исчез с радаров", и с тех пор его не наблюдал никто и никогда. Где он находится, неизвестно до сих пор (напомним, что его орбита была вычислена весьма неточно). Поэтому астрономы не знают, куда навести телескоп, чтобы его увидеть. Как же тогда удалось выяснить, угрожает ли он Земле?

Специалисты применили гениальный в своей простоте метод. Поясним его на примере. Когда мы переходим дорогу, нам не нужно знать, где находится каждый конкретный автомобиль. Достаточно убедиться, что ни одна машина не находится в пределах видимости (если, конечно, улица хорошо просматривается).

Учёные использовали аналогичный подход. Они вычислили, где должен находиться 2006 QV89 сейчас, чтобы столкнуться с Землёй в сентябре.

Эту область неба астрономы наблюдали 4 и 5 июля 2019 года в самый большой в мире телескоп VLT. При этом такой шаг не был разовой акцией: действует специальная программа по использованию этого инструмента для отслеживания потенциально опасных астероидов.

Чувствительность телескопа настолько высока, что наблюдатели заметили бы не только 2006 QV89, но даже астероид размером в считанные метры. Последние объекты считаются безопасными, так как они разрушаются в атмосфере без мощных взрывов и достигающих Земли крупных обломков. Но даже такие небесные тела не были обнаружены.

Это значит, что родная планета, несомненно, может спать спокойно. Как остроумно замечено в пресс-релизе Европейского космического агентства, в адрес астероида уместно сказать: "Рады тебя не видеть!"

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, сколько тел угрожает Земле и что делать, если катастрофа кажется неизбежной. Рассказывали мы и об испытаниях системы оповещения о близкой космической угрозе.