Для марсохода Curiosity разрабатывается новый маршрут

Фотография, сделанная марсоходом 28 января √ дюна Dingo Gap высотой в 1 метр

Фотография, сделанная марсоходом 28 января √ дюна Dingo Gap высотой в 1 метр
(фото NASA/JPL-Caltech/MSSS).

Полная панорама дюны, сделанная камерой Mastcam

Полная панорама дюны, сделанная камерой Mastcam
(фото NASA/JPL-Caltech/MSSS).

Снимок горных пород кратера Гейла

Снимок горных пород кратера Гейла
(фото NASA/JPL-Caltech/LANL/CNES/IRAP/LPGNantes/CNRS/IA).

Повреждённое колесо Curiosity

Повреждённое колесо Curiosity
(фото NASA/JPL-Caltech).

Фотография, сделанная марсоходом 28 января √ дюна Dingo Gap высотой в 1 метр
Полная панорама дюны, сделанная камерой Mastcam
Снимок горных пород кратера Гейла
Повреждённое колесо Curiosity
Координаторы миссии, управляющие марсоходом "Кьюриосити", пытаются разработать новый маршрут для прохождения через небольшую песчаную дюну. Роверу необходимо обойти все острые камни, которые могут нанести ущерб его алюминиевым колесам.

Команда, управляющая марсоходом NASA Curiosity, планирует проложить маршрут ровера через небольшую песчаную дюну. По мнению координаторов, это позволит проанализировать интересные с научной точки зрения особенности рельефа Марса. Но чтобы избежать прохода по местности с острыми горными породами, которые представляют угрозу для алюминиевых колёс аппарата, учёным нужно будет тщательно продумать маршрут.

Фотография, сделанная марсоходом 28 января √ дюна Dingo Gap высотой в 1 метр

Пока исследователи оценивали варианты снижения риска износа колёс, Curiosity достиг очередного участка для бурения, где он сможет забрать горные породы для последующего анализа, а также приблизился к своей долгосрочной цели – горе Эолида, на склоне которой можно разглядеть геологические слои. В настоящее время марсоход заехал в квадрант, который может стать потенциальным местом бурения, так как там находятся породы подобные тем, что могут встретиться на Эолиде.

С 1 января 2014 года марсоход преодолел 264,7 метра, а в общей сложности с момента посадки в августе 2012 года он проехал 4,89 километра.

Полная панорама дюны, сделанная камерой Mastcam

Между тем, с четвёртого квартала 2013 года участились случаи проколов и разрывов в колёсах марсохода. Из-за этого команда координаторов теперь планирует маршрут с особенной осторожностью и часто и тщательно проверяет состояние колёс ровера. Инженеры занимаются разработкой методов минимизации изнашивания.

Песчаная дюна Dingo Gap высотой около одного метра, через которую планируется вести Curiosity, пролегает между двумя уступами. Сама дюна является почти гладкой равнинной местностью и потому не представляет угрозы для аппарата. В настоящее время "Кьюриосити" приближается к ней с юго-востока. Используя снимки, сделанные камерами ровера, команда пытается оценить, сможет ли марсоход беспрепятственно пересечь дюну.

"Окончательное решение ещё не принято, так как разумно было бы совершить предварительную проверку, – считает руководитель проекта Джим Эриксон (Jim Erickson) из лаборатории реактивного движения NASA (JPL). – Мы будем детально исследовать дюну непосредственно в западном направлении, чтобы удостовериться, что местность действительно настолько хороша, как об этом говорят данные анализа орбитальных изображений высокого разрешения, полученные камерой HiRISE на борту космического аппарата Mars Reconnaissance Orbiter".

Снимок горных пород кратера Гейла
(фото NASA/JPL-Caltech/LANL/CNES/IRAP/LPGNantes/CNRS/IA).

Другие варианты маршрутов, которые могут позволить Curiosity благополучно добраться до своей буровой цели, обозначенной как KMS-9, также были оценены командой. Место назначения находится примерно в 800 метрах езды по прямой линии, но любой из трёх маршрутов (идущих по разным ландшафтам) значительно увеличивает расстояние.

Перед высадкой Curiosity в кратере Гейла научная группа миссии использовала орбитальные снимки для составления карты типов ландшафта в сетке из 140 квадратных секторов, каждый примерно по 1,5 квадратных километра. Curiosity примарсился в квадрате Yellowknife, затем пересёк квадраты Mawson и Coeymans, а в январе достиг квадрата Kimberley, в котором и расположена его цель KMS-9.

"Эта область весьма привлекательна для марсохода, потому что её ландшафт наиболее безопасен в отличие от других пройденных квадратов, – рассказывает Кэти Стак (Katie Stack), научный сотрудник Калифорнийского технологического института. – Один блок квадрата усеян бороздками, ориентированными в одном направлении. Другой совсем гладкий, даже без бороздок".

Повреждённое колесо Curiosity
(фото NASA/JPL-Caltech).

В данный момент ведётся кропотливое изучение Dingo Gap. Например, 15 января выяснилось, что породы дюны богаты линейными кристаллами полевого шпата. Чтобы определить, насколько дюна подходит для нового маршрута, специалисты из Лаборатории реактивного движения запустили тестовую модель вездехода, которой пришлось "поскользить" по склонам дюны. Эксперименты не нанесли тестовой модели ущерба.

Другие испытания, ведущиеся специалистами JPL, должны помочь оценить эффективность методов, помогающих снизить частоту проколов колёс – например, задний ход или четырёхколёсный привод вместо шестиколёсного. Чтобы лучше оценить эффективность методов и безопасность маршрутов, команда координаторов "Кьюриосити" планирует работать в течение февраля в интенсивном режиме, в том числе в ночное время и в выходные дни.

Также по теме:
Curiosity проехал по Марсу километр
Марсоход Curiosity направляется к главной цели экспедиции
Марсоход Curiosity вновь пробурил марсианский грунт
"Кьюриосити" обнаружил следы марсианского пресноводного озера, пригодного для жизни
Учёные оценили угрозу радиации при полёте на Марс
Curiosity перечеркнул надежды ученых