Хорошее чувство ритма помогает чтению и изучению языков

Доктор Нина Краус исследует взаимосвязь чувства ритма и языковых навыков

(фото Nina Kraus).

Учёные Северо-Западного университета США (Northwestern University) обследовали более сотни американских старшеклассников и выяснили, что музыкальные и ритмические способности людей связаны с языковыми навыками.

По словам Нины Краус (Nina Kraus), директора Лаборатории слуховой неврологии (Auditory Neuroscience Laboratory), способность держать ритм обеспечивает успешную нейронную шифровку речевых звуков, что важно для чтения и изучения иностранных языков.

Предыдущие исследования показали что, когда человек поддерживает точный ритм, активизируется синхронизация между частями мозга, ответственными за анализ и движение. Новая работа Краус была сосредоточена на слуховых составляющих этого процесса.

Воспринимать звуки речи и связывать их с буквами написанных слов – способность, имеющая решающее значение для обучения чтению. Исследователи предполагают, что связь между чтением и чувством ритма имеет общую основу в слуховой системе.

Чтобы исследовать эту связь, в лабораторию Краус были приглашены 124 чикагских старшеклассника. Они прошли два испытания. В первом им было предложено слушать метроном и повторять ритм пальцем на специальной дощечке. По силе давления пальцем на эту дощечку можно было определить, насколько точно человек чувствует заданный ритм.

В "мозговых тестах" с помощью электроэнцефалографии была исследована электрическая активность головного мозга молодых людей: проверялась реакция школьников на повторяющиеся слоги и слова. Оказалось, что чем лучше подростки попадали в такт, тем более стабильной была реакция их мозга на то, что они слышали. У испытуемых, имевших музыкальное образование, наблюдалась расширенная реакция на звуки речи.

Доктор Нина Краус исследует взаимосвязь чувства ритма и языковых навыков (фото Nina Kraus).

Более того, у детей, которые читали хуже большинства своих сверстников, обнаружились трудности с попаданием в такт и при выполнении двигательных задач.

"Это подтверждается биологически, – утверждает Краус. – Мы изучили мозговые волны, исходящие от биологических центров слуховой обработки, с реакцией моторных центров. Деятельность, которая требует координации слуха и движения, скорее всего, контролируется одной областью мозга". А так как ритм является одним из основных качеств мелодики языка (более того, во многих языках ритм и мелодика – способ выражения значения слова), вывод очевиден: способность держать ритм и языковые навыки взаимосвязаны.

Джон Иверсен (John Iversen) из университета Калифорнии в Сан-Диего (University of California in San Diego) ранее исследовал способность мозга обрабатывать информацию о музыке. Он не принимал участие в исследовании Краус, но согласился с тем, что музыкальное образование приводит к важным позитивным изменениям в мозговой деятельности. По мнению учёного, нынешняя работа послужила ещё одним доказательством гипотезы, утверждающей, что музыкально-ритмические способности коррелируют с характеристиками, не связанными непосредственно с музыкой (такими как чтение, речь и способность к изучению новых языков).

Также по теме:
Поющие в хоре синхронизируют сердца
Психологи выявили пользу мыслей на иностранном языке
Напоминания о родине мешают изучению иностранных языков
Билингвы обладают лучшей памятью и легче решают проблемы
Перерыв в обучении языку идёт на пользу учащимся