Фрагмент оперы Керубини восстановили при помощи рентгена

Нотная запись, которую Луиджо Керубини скрыл при помощи крема для обуви

Нотная запись, которую Луиджо Керубини скрыл при помощи крема для обуви
(фото SLAC National Accelerator Laboratory, Stanford University).

Восстановленный фрагмент партитуры

Восстановленный фрагмент партитуры
(фото SLAC National Accelerator Laboratory, Stanford University).

Нотная запись, которую Луиджо Керубини скрыл при помощи крема для обуви
Восстановленный фрагмент партитуры
Фрагмент оперы "Медея", написанной итальянским композитором Луиджи Керубини более двухсот лет назад, был восстановлен при помощи рентгеновской установки. Успех, достигнутый благодаря сотрудничеству двух "миров" – науки и искусства, можно считать почти случайным.

Фрагмент оперы "Медея", написанной итальянским композитором Луиджи Керубини более двухсот лет назад, был восстановлен при помощи рентгеновской установки. Успех, достигнутый благодаря сотрудничеству двух "миров" – науки и искусства, можно считать почти случайным.

Родиной Луиджи Керубини является Флоренция. Яркий представитель искусства своего времени, педагог и теоретик, он написал более трёх десятков опер. Известны слова Бетховена о том, что Керубини – его величайший современник.

Состоящая из трёх актов опера "Медея" частично основана на античной пьесе Еврипида, и впервые была представлена публике 13 марта 1797 года в парижском театре Фейдо. Считается, что композитор решил убрать финальную арию после жалоб критиков на слишком, на их взгляд, затянутую концовку.

Восстановленный фрагмент партитуры (фото SLAC National Accelerator Laboratory, Stanford University).

Сохранившаяся до наших дней партитура "Медеи", где финальная ария, казалось бы, безнадёжно замазана чернилами, хранится в библиотеке Стэнфорда (Stanford Library). Надеясь вернуть утраченный фрагмент сочинения итальянского композитора, известный знаток музыки из Германии Хайке Кулльман (Heike Cullman) обратился к другому знаменитому специалисту – физику Уве Бергману (Uwe Bergmann).

Ранее Бергман принимал участие в работе по восстановлению труда Архимеда. Текст, написанный античным учёным, оказался покрыт более поздними средневековыми записями монаха Мирона, который использовал страницы в качестве материала для письма.

"Если взглянуть на испачканный фрагмент, то невозможно что-либо различить, – рассказывает Бергман. – Абсолютно непрозрачное пятно скрывает от человеческого глаза записи Керубини. Надо признать, сначала я был настроен довольно скептически".

Помочь учёным разглядеть нотную запись сквозь сплошное тёмное пятно на бумаге и приобщиться к Европе конца XVIII века, эпохе изящных балов, колониальных войн и Французской революции, помогла рентгеновская установка Национальной ускорительной лаборатории SLAC.

Нотная запись, которую Луиджо Керубини скрыл при помощи крема для обуви (фото SLAC National Accelerator Laboratory, Stanford University).

В медицине врачи просвечивают рентгеном ткани человека, чтобы разглядеть кости (а по сути, соединения кальция и фосфора). Ныне же учёных интересовало железо, хорошо различимое в чернилах, которые использовались 200 лет назад.

"Железо помогло отличить текст от пятна, – говорит Уве Бергман. – Нам повезло, что Керубини использовал в качестве орудия расправы со своим творением вещество, отличное от того, каким он писал".

Исследуя состав пятна, которым была замазана нотная запись, специалисты пришли к выводу, что эта субстанция является чем-то вроде обувного крема.

Так или иначе, теперь благодаря учёным после двухсотлетнего "плена" вновь зазвучит ария легендарного композитора, которую некогда так невзлюбили критики.

Также по теме:
Британцы переиздали шутливое исламское произведение XI века 
Мраморная Венера Медицейская раньше обладала золотыми кудрями и красными губами 
В старейшем университете Европы обнаружен древнейший свиток Торы
Старинный текст на коптском языке рассказал о бестелесном Христе 
В Кенте обнаружен античный свиток, содержащий имена проклятых 
Высококачественные изображения древних текстов появились в Интернете