Мраморная Венера Медицейская раньше обладала золотыми кудрями и красными губами

Статуя величиной с человеческий рост была изготовлена в первом веке до нашей эры и является копией бронзового оригинала.

Статуя величиной с человеческий рост была изготовлена в первом веке до нашей эры и является копией бронзового оригинала.
Фото Nick and Krista Foisy/Flickr.com

Знаменитый образ богини любви, воплощенный в мраморе около 2000 лет назад, не всегда был однородно белым. Согласно результатам исследований, красоту Венеры Медицейской дополняли яркие краски и украшения.

Знаменитый образ богини любви Афродиты, воплощенный в мраморе в I веке до нашей эры, не всегда был однородно белым. Согласно результатам исследований, красоту Венеры Медицейской дополняли яркие краски и украшения.

Хотя сегодня Венера однородного белого цвета, когда-то она была более яркой. Химический анализ поверхности статуи показал наличие следов краски и сусального золота. Согласно результатам экспертизы, у Венеры были красные губы, а волосы сияли позолотой, мочки ушей украшали серьги.

Краска и золото исчезли в результате "чрезмерно усердной" реставрации, проведенной после 1815 года, то есть когда статуя вернулась в Италию из Франции, куда ее прежде увез Наполеон. В XVII веке Венера находилась в папском собрании, а в 1677 году еёеприобрели для своей коллекции знаменитое семейство Медичи. С тех пор она носит их имя (Venere Medici) и хранится в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi).

Исследовать статую ученые решили неспроста. Их заинтересовали исторические свидетельства того, что ранее Венера обладала цветными волосами и губами.

Галерея Уффици во Флоренции была частью так называемого "Большого путешествия" (Grand Tour), которое совершали в образовательных целях сыновья знатных семей Европы.

Поклонники искусства XVIII века возвращались из Италии, восхищаясь красотой Венеры, восторгаясь ее золотыми волосами и прекрасными чертами лица.

"Ее образ в тысячу раз прекраснее, чем любой увиденный ранее, в тысячу раз более трогательный и в тысячу раз более очаровательный", — описывал в 1785 году свои впечатления один из путешественников.

"Исследования показали, что это не коллективная галлюцинация", — говорит Фабрицио Паулуччи (Fabrizio Paolucci), глава отделения классической античности Уффици. — Брызги красок оживляли камень, даруя Венере внешность молодой девушки".