Переломные годы с точки зрения старения – 34, 60 и 78 лет

Старение организма протекает неравномерно: в переломные моменты он резко перенастраивает свои биологические программы.

Исследователи научились определять возраст человека по "белковым часам" в его крови, а также выяснили, когда на протяжении жизни с нашим организмом происходят переломные возрастные изменения.

Белки, содержащиеся в нашей крови, являются индикаторами многих проблем со здоровьем. Некоторые из них также выполняют роль стрелок на биологических часах организма, указывая на истинный биологический возраст человека и позволяя оценить происходящие в организме процессы, связанные со старением.

В ходе новой работы специалисты из Медицинской школы Стэнфордского университета выявили сотни таких белков-"маяков", которые мигрируют из тканей в кровь.

Согласно новым данным, изменения в содержании этих белков не только характеризуют, но и, вполне возможно, провоцируют процесс старения.

Это открытие, описанное в журнале Nature Medicine, может стать отправной точкой для создания новых диагностических тестов, а также для исследований, изучающих процессы старения и изменения биологического возраста человека.

В ходе работы учёные использовали образцы плазмы крови, полученные от 4263 человек в возрасте 18-95 лет. Команда оценила уровни почти трёх тысяч белков и заметила, что содержание 1379 из них варьировались в зависимости от возраста участников исследования.

В дальнейшем специалисты выделили 373 белка, по содержанию которых можно было очень точно определить возраст того или иного человека. (Для приблизительных прогнозов достаточно было знать уровни девяти-десяти белков, но чем больше было "маяков", тем точнее была и оценка.)

Авторы поясняют: белки являются индикаторами работы всех клеток организма. Изменения их уровней в нашей крови отражают начало, остановку или перенастройку различных биологических процессов.

Учёные с удивлением обнаружили, что подобные перемены происходят весьма стремительно. Так, содержание определённых белков оставалось стабильным в течение многих лет, а затем падало или повышалось. Причём это были резкие скачки, а не постепенное увеличение или снижение.

Специалисты также установили, когда конкретно происходят эти ключевые изменения: в 34 года, 60 и 78 лет. По многим классификациям, это переходы от молодого возраста к зрелому, затем к позднему среднему и к пожилому, или старческому. Вероятно, именно в эти периоды организму требуется перенастроить свои биологические программы.

В будущем учёные попытаются понять, что конкретно меняется в человеческом организме на трёх обозначенных этапах и возможно ли замедлить, а может, и обратить вспять эти изменения.

Другое любопытное наблюдение заключается в том, что из 1379 белков, уровни которых заметно меняются с возрастом, 895 (то есть почти две трети) позволяют лучше предсказывать возраст или мужчин, или женщин. Это свидетельствует о том, что процесс старения у людей разных полов происходит по-разному.

Также учёные отмечают, что некоторые участники исследования с биологической точки зрения были моложе, чем по паспорту. Именно эти люди имели меньше всего проблем со здоровьем, обладали лучшей физической формой и лучше выполняли когнитивные тесты, чем добровольцы с более "старыми" показателями.

Авторы работы полагают, что анализ "белков старения" пригодится для выявления пациентов, у которых возрастные изменения наступают раньше положенного срока. Это может свидетельствовать о повышенных рисках развития нейродегенеративных расстройств и сердечно-сосудистых заболеваний. А значит, анализ позволит своевременно диагностировать такие недуги или выявить риски и заняться профилактикой.

Кроме того, новые данные помогут лучше оценивать эффективность антивозрастных препаратов и методик омоложения, а также определять побочные действия лекарств, которые ускоряют процессы старения.

Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, как биологический возраст человека учёные определили по 3D-скану лица, состоянию сонной артерии и анализу мочи, а также о том, почему ощущение молодости может говорить о замедленном старении.