Откуда столько птиц? Древние египтяне мумифицировали миллионы ибисов

Птицы были подношениями для бога магии и мудрости Тота.

Фото Global Look Press.

Жители Древнего Египта приносили священных ибисов в жертву в промышленных масштабах.

Фото Wasef et al., 2019.

Фото Wasef et al., 2019.

Птицы были подношениями для бога магии и мудрости Тота.
Многие египтологи полагают, что ибисов выводили на специальных фермах.
Жители Древнего Египта приносили священных ибисов в жертву "в промышленных масштабах". Новое исследование объясняет, откуда египтяне взяли столько птиц и как это повлияло на современную популяцию ибисов в Египте.

Примерно между 650 и 250 годами до нашей эры древние египтяне принесли в жертву поразительное количество мумифицированных ибисов.

Птицы были подношениями для бога магии и мудрости Тота. Его часто изображали в виде человека с головой птицы с длинным клювом. Тота просили вылечивать заболевания, даровать долгую жизнь и даже решать любовные проблемы (да, люди во все времена мечтают об одном и том же).

"Я часто сравниваю [мумий] со свечами, зажжёнными в христианских церквях", – отмечает археолог из Оксфордского университета Франсиско Бош-Пуш (Francisco Bosch-Puche). Вместе с командой археологов он обнаружил тысячи мумий ибисов только в одном египетском некрополе. Всего же специалисты нашли миллионы таких жертв поклонения древним богам.

Огромное количество подобных мумий натолкнуло многих египтологов на мысль, что птиц (в частности, священных ибисов) намеренно выводили на крупных хозяйствах того времени.

Однако недавно группа исследователей под руководством палеогенетика Салли Уасеф (Sally Wasef) из Университета Гриффита опубликовала в издании PLOS ONE работу, которая опровергает это мнение. Согласно выводам исследования, большинство ибисов, которых впоследствии мумифицировали, были выловлены в дикой природе. Возможно, что эти птицы всё же содержались на фермах, но только в течение небольших периодов времени, а затем их приносили в жертву.

Многие египтологи полагают, что ибисов выводили на специальных фермах.

Специалисты изучили ДНК 40 ибисов, мумии которых датировались примерно 481 годом до нашей эры. Все птицы были найдены в шести египетских некрополях, включая Саккару (где было обнаружено более 1,5 миллиона мумифицированных ибисов) и Туну эль-Гебель (где было принесено в жертву примерно четыре миллиона этих птиц).

Затем специалисты сравнили древнюю ДНК с 26 генетическими образцами ибисов, принадлежащих к современным африканским популяциям птиц, обитающим за пределами Египта. (Дело в том, что на сегодняшний день эти пернатые не встречаются в самом Египте.)

Анализ показал, что мумифицированные птицы Древнего Египта обладали практически таким же генетическим разнообразием, как и современные пернатые.

Если бы принесённые в жертву ибисы были выведены на крупных фермах, пишут учёные, то они со временем стали бы обладателями меньшего генетического разнообразия. Такие птицы также стали бы более восприимчивы к распространённым заболеваниям, что часто встречается на крупных птичьих фермах.

Археолог Бош-Пуш, который не участвовал в данном исследовании, не согласен с выводами коллег. Он считает, что птицы всё-таки были выведены в неволе. На это, по его мнению, указывают признаки заживления переломов и перенесённых инфекционных заболеваний, которые другие учёные обнаруживали у принесённых в жертву ибисов. Точно такие же встречаются и у современных популяций животных с небольшим генетическим разнообразием и обитающих в неволе.

Раненые и больные птицы, продолжает Бош-Пуш, не могли охотиться или спасаться от хищников в дикой природе.

Как добавляет археолог, весь Египет в период между 650 и 250 годами до нашей эры был своеобразной "фабрикой" по изготовлению мумий.

"Встречались даже детёныши животных, которые не успели вырасти [из-за того, что были мумифицированы], так как [египтяне] нуждались в огромном количестве [этих птиц]", – добавляет исследователь.

В свою очередь, Айдан Додсон (Aidan Dodson), почетный профессор египтологии в Бристольском университете, говорит, что недавнее исследование ДНК является первым объективным анализом, призванным объяснить, откуда египтяне брали столько птиц для жертвоприношений и мумификации. Он также добавляет, что новые генетические данные идут вразрез с традиционными представлениями.

"Идея о том, что ибисы были выращены, – просто догадка, объясняющая их огромное количество, [но она] не основана на каких-либо археологических или документальных свидетельствах", – говорит Додсон.

Новое исследование также может помочь ответить и на вопрос о том, почему священный ибис в конечном итоге вымер в Египте к середине 19-го века. Ранее специалисты предполагали, что эти птицы могли исчезнуть из-за изменения климата.

"Потеря среды обитания не может быть единственным ответом, поскольку эти птицы адаптируются и начинают использовать [для пропитания] те же мусорные кучи, оставленные людьми. Так что же произошло? Этот вопрос – часть более крупной головоломки, которая касается взаимодействия человека и животных и его влияния на окружающую среду", – заключает соавтор последней работы и археолог Салима Икрам (Salima Ikram) из Американского университета в Каире.

Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о нахождении в Египте целого "зоопарка" мумий. Писали мы и об обнаружении трёхтысячелетних сосудов с останками собак и первых мумиях насекомых.

Кроме того, ранее специалисты сделали печальное открытие: древние мумифицированные останки принадлежат не птице, а мертворождённому ребёнку.