Следы древней мочи помогли археологам отследить развитие земледелия

Концентрация солей мочи в древнем поселении увеличивалась с течением времени.

Фото Gunes Duru.

Полученные данные свидетельствуют о более быстром переходе к одомашниванию животных, чем считалось ранее.

Фото Gunes Duru.

Концентрация солей мочи в древнем поселении увеличивалась с течением времени.
Результаты также помогают пролить свет на географию неолитической революции.
Международная группа исследователей обратилась к весьма необычному источнику, чтобы оценить успехи древних людей в одомашнивании скота.

Переход от охоты и собирательства к земледелию и животноводству считается переломным моментом в истории человечества. Сельское хозяйство, начавшееся вместе с неолитической революцией, привело к росту городов и той жизни, которую мы знаем сегодня.

В рамках недавней работы международная группа исследователей решила восстановить историю одного археологического объекта в Турции. Речь идёт о древнем поселении Ашыклы-Хёюк. С этой целью учёные обратились к необычному источнику информации: солям, оставшимся от мочи людей и животных.

Согласно некоторым археологическим данным, люди начали одомашнивать овец и коз в Ашыклы-Хёюк примерно в 8450-х годах до нашей эры. При этом специалистам было трудно определить, сколько людей и животных проживало в этом регионе в разное время.

Несколько лет назад международная группа учёных обнаружила необычайно высокие уровни солей в разных слоях Ашыклы-Хёюк, что показалось им крайне любопытным. Они решили изучить их, чтобы отследить развитие древнего общества в течение 1000 лет.

Работая с турецкими археологами, команда собрала 113 образцов со всего участка Ашыклы-Хёюк. Отмечается, что образцы были взятых с разных слоёв древнего поселения. При этом они учли другие факторы, которые могли повлиять на уровень солей.

Оказалось, что концентрация солей в древнем поселении увеличивалась с течением времени.

В природных слоях, ещё до появления поселения, содержались очень низкие уровни солей. Самые древние слои, сохранившие свидетельства обитания человека (10400-10000 лет назад), показали незначительное увеличение концентрации солей.

Затем произошло повышение уровней солей – 10000-9700 лет назад. Концентрация солей в этом слое выросла примерно в тысячу раз, если сравнить с предыдущими. Как пишут учёные, это свидетельствует о быстром увеличении числа жителей (как людей, так и животных). После этого концентрация солей немного снижается.

По мнению учёных, данные свидетельствуют о более быстром переходе к одомашниваю животных, чем считалось ранее.

На сегодняшний день учёные не могут различить соли мочи человека и скота. Тем не менее метод анализа столь необычного источника информации может указать на примерное количество овец и коз.

В будущем исследователи намерены усовершенствовать методы анализа и расчёты, а также найти способ дифференцировать соли мочи человека и животных.

По их мнению, использованный ими метод можно применить при изучении других засушливых районов. Он особенно пригодится в местах, где отсутствуют другие "вещдоки", например, кости.

Как заключают учёные, их результаты также помогают пролить свет на географию неолитической революции. Ранее специалисты считали, что земледелие и скотоводство возникли в Плодородном полумесяце – условное название региона на Ближнем Востоке, а затем распространился оттуда в другие места. Тем не менее появляется всё больше свидетельств, указывающих на то, что одомашнивание животных и переход к неолитическому образу жизни происходили одновременно на более обширной территории.

Результаты также помогают пролить свет на географию неолитической революции.

Научная статья по итогам исследования представлены в издании Science Advances.

Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о обнаружении самых ранних свидетельствах хлебопечения на территории северо-востока Иордании.

Кроме того, учёные выяснили, что древние люди могли развивать сельское хозяйство не ради хлеба, а ради пива.