Антарктический метеорит поведал об астероиде, который съел комету

Исследователи указывают на важность изучения таких метеоритов, как LaPaz, поскольку учёные никогда не знают, какие секреты они откроют.

Фрагмент метеорита Lapaz 02342. Стрелка указывает на небольшой участок объекта, богатый углеродом. Учёные считают, что это зародыш кометы.

Фото Carles Moyano-Cambero/Institute of Space Sciences, Barcelona.

Богатый углеродом фрагмент материала, из которого формируются кометы, окрашен в красный цвет на изображении, полученном с помощью сканирующего электронного микроскопа.

Фото Larry Nittler/Carnegie Institution for Science.

Необычная находка может дать ключ к загадкам формирования, структуры и эволюции Солнечной системы.

Американские учёные обнаружили крошечный фрагмент кометы внутри метеорита. Большая часть изученного объекта когда-то являлась астероидом. Специалисты "взломали" его, проанализировали его внутреннюю часть и выяснили, что в далёком прошлом астероид "проглотил" крошечный кусок строительного блока, из которых образовывались кометы.

Необычная находка может дать ключ к загадкам формирования, структуры и эволюции Солнечной системы, считают авторы работы.

Напомним, что комета – это небольшое (до нескольких десятков километров в диаметре) небесное тело, обращающееся вокруг Солнца, которое, приблизившись к светилу, начинает испаряться и испускает шлейф газов. Если объект не проявляет такой активности, его называют не кометой, а астероидом. Термин "астероид" обычно применяют лишь к телам, находящимся к Солнцу ближе Нептуна, остальные называют просто транснептуновыми объектами.Кометы состоят из льда (не обязательно водяного) и именно по этой причине легко испаряются, а большинство известных астероидов – из камня.

Тела, слишком мелкие даже для того чтобы считаться астероидами (размером менее метра), называют метеороидами.

И астероиды, и кометы образовались из диска газа и пыли, который когда-то окружал юное Солнце, но на разных расстояниях от светила. Каменные тела формировались во внутренней части Солнечной системы, а ледяные – во внешней. Это и повлияло на их химический состав.

Метеоритом называется небесное тело, упавшее на Землю. 90% из них – хондриты. "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) подробно рассказывали о них. Большинство таких метеоритов представляет собой своего рода "строительный мусор", твёрдое вещество времён образования Солнечной системы, никогда не входившее в состав планет или астероидов. Однако некоторые хондриты когда-то являлись частью астероидов, разрушившихся из-за "космических ДТП". Состав таких объектов может варьироваться, указывая на их происхождение.

Что делает недавнее открытие интересным, так это то, что изучаемый объект, по всей видимости, хранит в себе остатки и астероида, и кометы.

Метеорит известен как LaPaz Icefield 02342. Он получил такое называние в честь региона в Антарктике, где его нашли в 2002 году.

"Небесный камень" принадлежит к классу примитивных углеродистых хондритов (распространённый тип метеоритов), которые претерпели минимальные изменения с момента образования более 4,5 миллиарда лет назад, скорее всего, за пределами нынешней орбиты Юпитера, говорит Джемма Дэвидсон (Jemma Davidson) из Университета Аризоны. Дэвидсон также называет их "снимками" ранней Солнечной системы, которые учёные могут изучить в лаборатории.

"Метеорит LaPaz – хороший пример, поскольку он подвергся небольшому выветриванию на Земле", – добавляет она.

Изучая химию и минералогию объекта, исследователи надеялись получить подробную информацию о его образовании.

Внутри LaPaz учёные обнаружили богатый углеродом фрагмент примитивного материала. Специалисты заметили поразительное сходство этого вещества с частицами космической пыли, из которой, как считается, на внешних рубежах Солнечной системы сформировались кометы.

Во времена ранней юности Солнечной системы этот крошечный объект (диаметром примерно в одну десятую миллиметра) был "схвачен" растущим астероидом.

Проведя сложный химический и изотопный анализ материала, команда учёных показала, что "упакованный" материал, скорее всего, возник в ледяных регионах внешней Солнечной системы вместе с объектами пояса Койпера.

"Поскольку этот фрагмент кометного строительного материала был "проглочен" астероидом и сохранён внутри этого метеорита, он был защищён от губительного воздействия при входе в атмосферу Земли. Это дало нам возможность взглянуть на материал, который не смог бы самостоятельно добраться до поверхности нашей планеты. Всё это помогает нам улучшить наши знания о химии ранней Солнечной системы", – говорит ведущий автор работы Ларри Ниттлер (Larry Nittler).

Существования такого примитивного материала, оказавшегося внутри метеорита, позволяет предположить, что подобные частицы мигрировали с внешних краев Солнечной системы к нынешней орбите Юпитера, где формировались хондриты. Результаты исследования помогают больше узнать о том, как образовывалась Солнечная система на самых ранних стадиях зарождения планет.

Дэвидсон указывает на важность изучения таких метеоритов, как LaPaz, поскольку учёные никогда "не знают, какие секреты они откроют".

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Nature Astronomy.

Что интересно, это открытие является лишь последним в длинной череде увлекательных "метеоритных" историй. В последние годы космические гости помогли учёным узнать о шумной молодости Солнечной системы, вулканах на Марсе, которые извергались в течение двух миллиардов лет подряд, и давно потерянных планетах.