У соседней звезды астрономы нашли двойник молодого пояса Койпера

Обломки, окружающие звезду HD 115600, очень напоминают астрономам молодой пояс Койпера

(фото Thayne Currie).

Учёные обнаружили яркое кольцо космического мусора, вращающееся вокруг соседней к Солнцу звезде. Этот объект напоминает зарождающийся аналог пояса Койпера, который присутствует в Солнечной системе за Нептуном.

Астрономы обнаружили яркое кольцо космического мусора, вращающееся вокруг соседней звезды: этот необычный объект напоминает пояс Койпера, хранилище комет, Плутона, холодных карликовых планет и других ледяных тел за орбитой Нептуна.

Так как возраст окольцованной звезды оценивается всего в 16 миллионов лет, дальнейшие исследования могут помочь выявить, как выглядела внешняя Солнечная система, будучи в зачаточном состоянии около 4,56 миллиарда лет назад. Сам пояс Койпера является остатками той далёкой эпохи и содержит материал, оставшийся от формирования ледяных внешних планет, считают учёные.

Обнаруженное кольцо космического мусора находится на расстоянии порядка 360 световых лет от границ Солнечной системы, то есть, в понимании астрономов, очень недалеко. Звезда под названием HD 115600 лежит в скоплении молодых звёзд под названием OB-ассоциация Скорпиона — Центавра.

Кольцо было обнаружено с помощью инструмента-тепловизора Gemini Planet Imager (GPI), являющегося частью чилийского телескопа Gemini South. С помощью диска-коронографа исследователи могут сглаживать сияние ярких звёзд и делать снимки вращающихся вокруг них планет и космического мусора. Это получается благодаря записи инфракрасного света родительской звезды, рассеивающегося от мусора.

Исследователи обнаружили диск вокруг HD 115600 всего спустя полгода после начала работы GPI. Они уверены, что с помощью подобных инструментов в ближайшие годы будут открыты и другие мусорные диски и планеты.

Астрономы добавляют, что кольцо расположено примерно на таком же расстоянии от своей родительской звезды, как и пояс Койпера от Солнца. То есть оно получает примерно аналогичное количество света.

"Серо-голубое свечение пояса намекает на то, то он может состоять из льдов и силикатов, как пояс Койпера, – говорит ведущий автор исследования Тайн Карри (Thayne Currie), астроном телескопа Субару на Гавайских островах. – Мы видим пример невероятно похожего на юный пояс Койпера объекта".

Его соавтор Энтони Бокалетти (Anthony Boccaletti) из Парижской обсерватории в Медоне согласен с такими выводами.

"Астрономы наблюдали и другие примеры мусорных дисков на орбите вокруг звезды, однако все они располагались значительно дальше, нежели пояс Койпера от Солнца, – говорит он. – Новое кольцо способно обеспечить нас крайне важной информацией".

Команда Карри также обнаружила, что звезда несколько смещена и находится не прямо в центре кольца. Вероятно, это обусловлено силой гравитации массивной невидимой пока планеты на эллиптической орбите. Эта скрытая планета, согласно расчётам учёных, может превышать по размерам Юпитер.

Учёные рассчитывают, что с помощью этого открытия смогут лучше понять взаимосвязь между мусорными дисками и планетами, а также то, как наша Солнечная система развивалась в самом начале своего жизненного пути.

Исследование было опубликовано в издании Astrophysical Journal Letters (пока же для прочтения доступен препринт статьи на сайте arXiv.org).