Никакой магии: духи с "феромонами" не помогут привлечь противоположный пол

Исследователи попробовали опровергнуть существование как минимум двух человеческих феромонов, якобы влияющих на привлекательность человека для партнёров противоположного пола.

Миф разрушен: люди не могут привлекать противоположный пол при помощи феромонов. Об этом заявили учёные, проведя "слепой эксперимент". Необходимо нечто большее, чем просто "цепляющий" аромат, чтобы понравиться человеку. Правда, споры о существовании феромонов ещё не окончены, уверяют специалисты.

Если речь заходит о животных инстинктах, то многие люди часто упоминают феромоны – химические вещества, которые влияют на поведение других представителей животного сообщества в обход сознания. Мол, именно благодаря феромонам животные становятся буквально неотразимыми для особей противоположного пола в брачный период. Например, доказано, что козлы выделяют феромоны, запускающие работу репродуктивной системы самок.

На протяжении многих десятилетий ведутся горячие дискуссии по поводу того, может ли человеческий организм создавать вещества, которые бы изменяли поведение других людей на подсознательном уровне, в обход всех представлений о красоте и сексуальности.

Недавно учёные из Университета Западной Австралии, интересующиеся этой проблемой, опубликовали статью о "слепом эксперименте". Вывод оказался неутешителен: два ключевых кандидата на звание "человеческих феромонов" себя не оправдали.

Исследователи сузили область поисков человеческих феромонов до двух химических веществ: андростадиенона (androstadienone, AND), который можно обнаружить в мужском поте и сперме, и эстратетраенола (estratetraenol, EST), встречающегося в моче женщин.

До настоящего времени никто не мог точно утверждать, являются ли эти вещества феромонами, однако это не мешало представителям многих СМИ, рекламной сферы и парфюмерной промышленности заявлять об обратном. В итоге многие люди считают, что в какой-то степени именно эти вещества могут влиять на выбор спутника жизни. Ещё бы, ведь о феромонах слышали все, а реклама обещает удачное свидание всем тем, кто нанесёт на кожу хоть немного "человеческих феромонов".

Кстати, генетики считают, что выбор супруга действительно нельзя назвать случайным, но отнюдь не по причине каких бы то ни было запахов.

Исследователи из Австралии решили изучить действие двух указанных выше веществ на здоровых людей. В эксперименте участвовали 94 человек (43 мужчины и 51 женщина). Оказалось, что так называемые человеческие феромоны не оказывали никакого измеримого влияния на поведение людей.

Отмечается, что все участники исследования были гетеросексуальными европейцами (то есть испытывающими влечение только к лицам противоположного пола). И все они даже не подозревали, что участвуют в эксперименте, связанном с действием потенциальных феромонов.

Так, во время первого исследования участников попросили указать, какому полу принадлежат пять представленных гендерно нейтральных лиц. Во втором тесте испытуемых попросили посмотреть на лица противоположного пола и оценить, насколько они привлекательны для них и гипотетическую склонность к неверности.

Все тесты проводились дважды. Однако в первый раз участников попросили понюхать ватный тампон с контрольным запахом. Во второй же день их подвергали либо действию AND, либо EST. Естественно, люди не догадывались, что это были за запахи.

Базовая гипотеза учёных была такова: если химические вещества, которые предлагались людям на второй день, действительно являются феромонами, то будет больше шансов, что женщины под возможным воздействием AND оценят гендерно нейтральные лица как мужские. Также женщины чаще будут оценивать мужчин во втором задании словом "привлекательные". Ожидалось также, что мужчины под действием EST будут принимать подобные решения, когда дело будет доходить до женских образов. Но и этого не произошло.

Результаты показали, что "воздействие" EST и AND не влияет на результаты вообще. Всё это даёт право предположить, что два химических вещества не влияют на привлекательность противоположного пола. Иными словами, никакого "чуда феромонов" не существует.

"Я убеждён, что андростадиенон и эстратетраенол не стоят того, чтобы за ними гоняться", — говорит ведущий автор исследования Ли Симмонс (Leigh Simmons) из Университета Западной Австралии.

Конечно, пока это выводы только одного исследования. И, например, тот же Симмонс считает, что у людей на самом-то деле есть собственные феромоны, просто это не эти два изучаемых вещества.

Марта Макклинток (Martha McClintock), специалист по поведенческим нейронаукам из Чикагского университета, в свою очередь, полагает, что в работе Симмонса опровергается лишь чрезвычайно упрощённый подход к этим веществам. То есть опровергнуто лишь предположение, что они обладают почти мифической способностью привлекать партнёров.

По её мнению, эти вещества всё же могут влиять на поведение людей, но это влияние гораздо тоньше и сложнее, чем думает большинство. Например, в её последнем исследовании было показано, что вдыхание AND, например, из пота другого человека, может оказать воздействие на эмоции.

"Нет никаких сомнений, что это вещество даже в небольших количествах влияет на работу мозга", — говорит исследовательница.

Выходит, дебаты по поводу существования человеческих феромонови их роли в жизни людей в научном сообществе ещё далеко не окончены.

Исследование австралийских учёных опубликовано в научном журнале Royal Society Open Science.

Ранее оказалось, что люди обмениваются телесными запахами вместе с рукопожатиями, а также что запах самцов мешает биомедицинским исследованиям. Более того, аромат особей противоположного пола сокращает жизнь. А ещё запах пота влияет не только на гетеросексуальных женщин, но и на не менее гетеросексуальных мужчин.