Версии аварии "Фобос-Грунта": радар, производственные и конструкторские ошибки

Производственные и конструкторские ошибки являются основными версиями причин аварии российской автоматической межпланетной станции (АМС) "Фобос-Грунт". ОБ этом заявил глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Владимир Поповкин.

Производственные и конструкторские ошибки являются основными версиями причин аварии российской автоматической межпланетной станции (АМС) "Фобос-Грунт". ОБ этом заявил глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Владимир Поповкин.

"Главное, - найти, где были ошибки при изготовлении и испытании. В первую очередь, это конструкторские ошибки, которые могли быть заложены при самом старте и производственные ошибки при изготовлении", - заявил глава Роскосмоса в интервью радиостанции "Вести ФМ".

Воздействие на аппаратуру станции со стороны американского радара, который мог вывести из строя важнейшие узлы управления межпланетной станции, рассматривается специальной комиссией лишь как одна из причин катастрофы, отметил Поповкин. Если версия подтвердится, то Роскосмос "свяжется с партнерами в НАСА и попросит их принять участие в эксперименте" по ее проверке.

Автоматическая межпланетная станция "Фобос-Грунт" была запущена с космодрома Байконур 9 ноября 2011 года. Станция вышла на низкую околоземную орбиту, но дальше из-за отказа маршевого двигателя аппарат не смог выйти на траекторию перелета к Красной планете.

АМС должна была выйти на орбиту Марса и параллельно с дистанционными исследованиями планеты высадить посадочный модуль на Фобос, спутник Красной планеты.

15 января 2012 года обломки российской межпланетной станции "Фобос-Грунт" упали в Тихом океане, в 1250 километрах западнее чилийского острова Веллингтон.

Масса станции составляла 13,5 тонны. Поверхности Земли могли достигнуть от 20 до 30 деталей станции из тугоплавких материалов общей массой в 200 килограммов. При этом токсичное топливо станции сгорело при вхождении станции в плотных слоях атмосферы.

Американские эксперты считают несостоятельной высказанную в России гипотезу о возможной причастности пентагоновского радара на Маршалловых островах к сбою в электронике российского космического аппарата. "На Маршалловых островах нет РЛС, осуществляющей слежение за астероидами", - указал представитель НАСА Мартин Слейд. Но даже, если бы станция и оказалась в зоне действия одного из радаров на Маршалловых островах, "то уровень излучения не смог бы на такой высоте повлиять на работу электроники", поскольку "Фобос-Грунт" находился в этот момент на высоте около 200 километров.

"С помощью радара невозможно повредить спутник, - отметил президент компании Application Technology Strategy Брюс Элберт. - РЛС используются для обнаружения и слежения за объектами: направляют электромагнитные волны, которые отражаются от объекта и в ослабленном виде возвращаются обратно. Я не знаю ни одного случая, чтобы использование наземного радара привело к повреждению спутника". К тому же, заметил он, "русские давно уже знают о мощности наших радаров и диапазонах частот".

"Станция испытала бы на себе воздействие в 10 тысяч раз меньшее, чем уровень, который считается, согласно нормам Федеральной комиссии по связи США, безопасным для человека", - указал астроном из Калифорнийского университета Жан-Люк Марго, который произвел расчет уровня излучения, которому мог бы гипотетически подвергнуться "Фобос-Грунт", если бы случайно оказался в зоне луча самого мощного в мире радиотелескопа Аресибо в Пуэрто-Рико.

По его словам, коммерческие самолеты, которые во время полетов постоянно оказываются в зонах действия радаров, подвергаются излучению - из-за того, что летают на гораздо меньших высотах, - в 400 раз более мощному, чем мог бы испытать "Фобос-Грунт".