"Фобос-грунт" упал, обвалив сайт Роскосмоса

Вывод межведомственной комиссии поставил точку в длинной череде предположений и версий космической аварии. Первоначально в срыве амбициозного проекта обвиняли солнечную активность.
Место падения остатков межпланетной станции "Фобос" до сих пор точно не установлено. Как заявляют в Роскосмосе, не исключено, что она, сойдя минувшим вечером с орбиты, полностью сгорела в атмосфере. В Минобороны заявляют, что "Фобос" не дотянул до расчетной точки и его остатки упали в Тихом океане.

Место падения остатков межпланетной станции "Фобос" до сих пор точно не установлено. Как заявляют в Роскосмосе, не исключено, что она, сойдя минувшим вечером с орбиты, полностью сгорела в атмосфере. В то же время на сайте космического ведомства последнее сообщение говорит о возможном падении остатков в Атлантическом океане. Кстати, из-за огромного количества посетителей, которых интересовала судьба станции, сайт Роскосмоса некоторое время был недоступен. А в Минобороны заявляют, что "Фобос" не дотянул до расчетной точки и его остатки упали в Тихом океане, в районе чилийского острова Веллингтона.

Космический аппарат "Фобос-Грунт" завершил свое недолгое существование. В Центре управления полетами внимательно следили за последними часами жизни космического аппарата. Вся информация стекалась в операционный зал автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве. Данные приходили не только из российских научных центров, но и из-за рубежа. В Центре управления полетами до последнего времени не были уверены, где могут приземлиться несгоревшие осколки межпланетной станции. Расчеты показывали: на последнем витке он пройдет над территорией Южной Америки и там же сойдет со своей орбиты. Специалисты были уверены: остатки аппарата упадут в Атлантический океан. Но "Фобос-Грунт" устремился к поверхности чуть раньше расчетного времени.

"На высоте 10 километров над поверхностью Земли над территорией Бразилии произошло разрушение космического аппарата. Это расчетная точка, поэтому утверждение, что именно в этой точке произошло разрушение, имеет вероятностный характер. В это время никто не наблюдал разрушения космического аппарата, поэтому ни визуального, ни другого подтверждения нет. Подтверждение получено отечественными средствами тогда, когда аппарат отсутствует на орбите в расчетное время", - сообщил заместитель руководителя Роскосмоса Анатолий Шилов.

Основная часть станции вместе с топливом должна была сгореть в плотных слоях атмосферы, достичь поверхности Земли могли бы только детали из тугоплавких материалов. Специалисты заранее предвидели, какие именно фрагменты могут упасть на Землю.

"Это шары-баллоны, их у нас около 15 штук, - подтвердил генеральный директор НПО имени Лавочкина Виктор Хартов. – Остаточная масса в самом худшем случае этих шаров – от полутора килограммов до шести килограммов, они разного типа, суммарная масса – не более 70 килограммов".

Сведения о месте падения противоречивы: представители Минобороны утверждают, что обломки упали в Тихий океан, в тысяче километров от Тихоокеанского побережья. Руководство Роскосмоса говорит: возможно, станция сгорела без остатка. Подтвердить или опровергнуть эту информацию могут только очевидцы. В Центре управления полетами уверены в одном: аппаратура слежения зафиксировала отсутствие "Фобос-Грунта" на космической орбите. Это значит, что его больше не существует.

"Если что-то долетело до Земли, то мы получим это подтверждение от того, кто это обнаружил. Если не будет ничего обнаружено на Земле, то будет зарегистрирован окончательно факт, что аппарат весь сгорел в плотных слоях атмосферы", - подчеркнул Анатолий Шилов.

Станция стартовала с Байконура 9 ноября, аппарат весом в 13 с половиной тонн должен был взять курс на Красную планету, но в заданный момент не сработали маршевые двигатели. Предполагалось, что, кроме исследования планеты с орбиты, аппарат доставит на землю грунт со спутника Марса – Фобоса. Стоимость проекта – 5 миллиардов рублей. Неудачный космический эксперимент завершился.