А-ля летучая мышь: палеонтологи открыли второй вид динозавров с кожистыми крыльями

Особи вида Ambopteryx longibrachium напоминали гибрид птицы, летучей мыши и динозавра.

Иллюстрация Chung-Tat Cheung, Min Wang.

Длина тела амбоптерикса от клюва до кончика хвоста составляла 32-33 сантиметра, а вес не превышал 200 граммов.

Иллюстрация Chung-Tat Cheung, Min Wang.

Палеонтологи из Китайской академии наук описали новый вид динозавра, получивший название Ambopteryx longibrachium. Возраст останков, найденных на северо-востоке Поднебесной, составляет 163 миллиона лет.

Главной отличительной чертой амбоптерикса были крылья – не оперённые, как у птиц, а кожистые, похожие на крылья летучих мышей или перепонки белки-летяги.

Исследователи уточняют, что вид A. longibrachium отнесли к семейству под названием скансориоптеригиды, в которое входят оперённые динозавры. Однако некоторые анатомическое характеристики отличают динозавров с кожистыми крыльями от пернатых собратьев.

Следует отметить, что о подобных экспериментах эволюции стало известно в 2015 году: тогда в другой северо-восточной провинции Китая палеонтологи обнаружили останки динозавра, названного Yi qi ("странное крыло"). Особи этого вида так же, как и амбоптериксы, обладали кожистыми крыльями.

Подробнее изучив останки "странного крыла", специалисты впервые предположили, что анатомическое строение "а-ля летучая мышь" присутствовало у некоторых динозавров. Однако эта версия оспаривалась некоторыми экспертами, поскольку останки Yi qi были частичными и сохранились довольно плохо.

Между тем состояние скелета амбоптерикса оказалось, по меркам палеонтологов, превосходным.

Учёные заключили, что длина тела взрослой особи от клюва до кончика хвоста составляла всего 32-33 сантиметра, а вес не превышал 200 граммов.

В желудке миниатюрного динозавра были найдены фрагменты косточек (свидетельство плотоядности) и небольшие желудочные камни – гастролиты. Известно, что современные птицы специально проглатывают мелкие камни: они способствуют перетиранию волокнистой растительной пищи. Исходя из этого, можно предположить, что представители вида A. longibrachium были всеядны.

Также выяснилось, что амбоптерикс обладал перьями, которые скорее напоминали пух и не использовались для полёта.

Уточняется, что крылья динозавра сформировались благодаря удлинению плечевой и локтевой костей. А между стержнеобразными скелетными элементами, выступающими из запястий, находились кожистые перепонки. (Сомнений в их существовании не осталось, когда палеонтологи обнаружили окаменелый фрагмент такого "лоскута".)

Кроме того, у амбоптерикса был пигостиль – группа сросшихся хвостовых позвонков, которая "скрепляет" перья, образующие хвост.

Отмечается, в целом особи вида A. longibrachium походили на представителей вида Yi qi, однако первые имели более широкие передние конечности и менее длинный хвост.

С уверенностью говорить о лётных возможностях амбоптериксов довольно сложно. Однако авторы работы полагают, что крылья существа хорошо подходили для перелётов между деревьями или с ветки на ветку.

Кстати, судя по строению лап миниатюрного динозавра, он также умел передвигаться по деревьям подобно современным белкам-летягам.

По мнению экспертов, A. longibrachium не был аберрантным видом (то есть видом, имевшим отклонения в развитии). В своей работе палеонтологи делают вывод, что в юрском периоде существовала целая группа летающих динозавров с кожистыми крыльями.

Но, очевидно, этот эксперимент эволюции оказался неудачным, поскольку среди огромного множества современных птиц нет ни одного потомка скансориоптеригидов. Более того, вполне вероятно, что "динозавры-летучие мыши" не дожили даже до мелового периода.

Более подробное описание нового вида содержится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Кстати, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, как динозавры начали махать крыльями и почему не все оперённые динозавры умели летать.

Между тем в Новой Зеландии были найдены останки гигантской вымершей летучей мыши.