Китайский коронавирус оказался гибридным и передался людям от змей

По мнению учёных, змея является наиболее вероятным переносчиком 2019-nCoV среди диких животных.

Фото Global Look Press.

Фото Global Look Press.

3D-изображение показывает структурные элементы вируса. Они имеют форму короны, отсюда его название. Это изображение коронавируса, вызывающего ближневосточный респираторный синдром (MERS-CoV).

Иллюстрация Scinceside/Wikimedia Commons.

С 23 января 2020 года в Ухане остановлена работа всех видов транспорта.
Учёные из Китая провели подробный генетический анализ нового смертельно опасного вируса 2019-nCoV. Оказалось, он представляет собой гибрид коронавируса, обнаруженного у летучих мышей, и другого коронавируса неизвестного происхождения. Вероятнее всего, этим патогеном людей заразили змеи.

В последние дни весь мир следит за новостями из Китая, где стремительно распространяется новый коронавирус, обозначенный ВОЗ как 2019-nCoV (2019 novel coronavirus). Его также называют уханьским коронавирусом, поскольку именно в городе Ухань вспыхнула пневмония.

В январе 2020 года была подтверждена передача нового коронавируса от человека к человеку.

На сегодняшний день в Поднебесной число заболевших пневмонией нового типа растёт каждый час. Более того, коронавирус уже вышел за пределы Китая.

С 23 января 2020 года в Ухане остановлена работа всех видов транспорта.

По данным специалистов, многие первые заболевшие имели отношение к рынку Уханя, на котором продаются морепродукты, а также птицы, змеи, летучие мыши и сельскохозяйственные животные. Предполагается, что коронавирус мутировал в организме животного, после чего получил возможность заразить человека.

Как именно это произошло, выясняют китайские учёные. В ходе новой работы они провели подробный генетический анализ вируса и сравнили данные с имеющейся генетической информацией о других вирусах из разных географических регионов.

Эксперты пришли к выводу, что 2019-nCoV, по-видимому, является гибридом коронавируса, обнаруженного у летучих мышей, и другого коронавируса неизвестного происхождения.

Такие вирусы называются рекомбинантными. Они перераспределяют генетический материал путём разрыва и соединения разных молекул ДНК. Это приводит к появлению новых комбинаций генов или других нуклеотидных последовательностей.

Благодаря рекомбинации вирусный белок (гликопротеин) распознаёт определённые рецепторы на поверхности клетки-хозяина и связывается с ними. Это и есть ключ к проникновению вируса в организм и развитию вирусной инфекции.

На следующем этапе исследователи обнаружили, что 2019-nCoV, вероятно, передался людям от змей. Рекомбинация в белке, который помогает вирусному рецептору связаться с клеткой-хозяином, обеспечила возможность межвидовой передачи.

Результаты анализа показывают, что змея является наиболее вероятным "резервуаром" 2019-nCoV среди диких животных, пишут авторы в статье, представленной в издании Journal of Medical Virology. Эта информация очень важна для эффективного контроля над вспышкой пневмонии, вызванной 2019-nCoV.

Потребуются дополнительные исследования, чтобы подтвердить и расширить данные. Однако уже сейчас микробиологи полагают, что версия о происхождении нового коронавируса является весьма правдоподобной, поскольку змеи часто охотятся на летучих мышей в дикой природе.

Кроме того, в Китае змей часто употребляют в пищу, а их яд используют в народной медицине. Собственно, поэтому под подозрение учёных попали в первую очередь южнокитайский многополосый крайт и китайская кобра – представители семейства аспидов.

Остаётся загадкой, как вирус мог адаптироваться как к холоднокровным, так и к теплокровным хозяевам. Также неизвестно, каков риск его дальнейшей мутации.

Отметим, что симптомы заражения 2019-nCoV схожи с симптомами пневмонии или тяжёлого острого респираторного синдрома. Это сухой кашель, повышение температуры до 38 °С или выше, озноб, затруднённое дыхание, боли в области груди, головная боль, миалгии (мышечные боли). Инкубационный период длится несколько дней.

Сейчас Минздрав России ведёт переговоры с китайскими учёными, чтобы получить образцы биоматериала для создания вакцины против уханьского коронавируса. Тем временем Роспотребнадзор начал внедрять тест-систему по выявлению 2019-nCoV.

Также специалисты из Поднебесной предлагают проверить уже существующие лицензированные противовирусные препараты на предмет того, можно ли их использовать или как-то доработать для борьбы с новым патогеном.

Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о коронавирусе, переносчиками которого стали верблюды.