Культурные различия играют ключевую роль в том, как люди в разных странах отвечают на вопрос: можно ли пожертвовать жизнью одного человека ради спасения нескольких людей? Группа учёных под руководством доктора Эдмона Авада (Edmond Awad) из Школы бизнеса при Эксетерском университете провела исследование и выяснила, как жители разных континентов решают так называемую проблему вагонетки. Результаты их работы могут отразиться на этике программирования и повлиять на производство беспилотных автомобилей.
Поясним, что речь идёт о мысленном эксперименте в этике, в котором имеется неуправляемая вагонетка, несущаяся по рельсам. На её пути стоят пять человек, связанных и неспособных двигаться, и вагонетка движется прямо на них.
Человек, на долю которого выпала участь решить эту проблему, может переключить стрелку, в результате чего вагонетка поедет по другому пути. Но и на нём стоит человек.
Существует два варианта действий: ничего не делать, и тогда вагонетка убьёт пять человек, или же переключить стрелку – в этом случае погибнет только один.
Специалисты попросили решить проблему вагонетки 70 тысяч человек из 42 стран мира. К слову, эта работа стала одной из крупнейшей такого рода.
В целом 81% опрошенных были готовы переключить стрелку, чтобы ограничиться одной жертвой. Половина была согласны спасти пятерых ценой жизни одного в немного изменённой версии эксперимента: человека предлагалось сбросить на рельсы с пешеходного моста и тем самым остановить вагонетку.
Что интересно, жители Европы, Австралии и Северной и Южной Америки склонялись к спасению группы людей чаще, чем участники эксперимента из восточных стран, таких как Китай и Япония.
Как предполагают учёные, это связано с тем, что в традиционных обществах люди живут в тесных и небольших сообществах, в которых трудно сформировать новые отношения. Возможно, по этой причине они боятся высказать столь сомнительную идею – пожертвовать кем-то.
В западных же странах людям проще находить новые социальные группы и заводить знакомства. Именно поэтому они не боятся высказывать мысли, с которыми другие могут не согласиться.
По мнению Авада, полученные результаты могут сказаться на развитии этики программирования и искусственного интеллекта, в частности, на создании беспилотного автомобиля. Поясним, что эти данные могут пригодиться при программировании автопилотов машин. Это позволит учесть отношение людей к тому, как беспилотные машины оценивают риски на дороге и ущерб от столкновения.
"Сейчас трудно понять, достаточно ли велики эти различия между странами, чтобы настаивать на разных правилах для машин в разных странах, но результаты показывают, что это заслуживает дальнейшего исследования", – заключает автор работы.
Научная статья по итогам работы опубликована в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.
Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали, как автономные автомобили будущего будут принимать решение при аварии.