Ископаемой амфибии поставили диагноз при помощи компьютерной томографии

Бентозухи имели клиновидные черепа с притупленной мордой.

Иллюстрация Wikimedia Commons.

Учёные выявили изменения костной ткани, характерные для неодонтогенной остеомы.

Иллюстрация Палеонтологического института РАН.

Бентозухи имели клиновидные черепа с притупленной мордой.
Учёные выявили изменения костной ткани, характерные для неодонтогенной остеомы.
Российские палеонтологи совместно с рентгенологами выявили самый древний случай доброкачественной опухоли у наземных позвоночных.

Сотрудники Палеонтологического института имени А.А. Борисяка РАН совместно с врачами-рентгенологами из Санкт-Петербурга выявили наиболее древний случай доброкачественной опухоли у наземных позвоночных. Она была обнаружена на нижней челюсти раннетриасовой амфибии под названием бентозух (Benthosuchus korobkovi).

Останки животного были найдены в Ярославской области. Их возраст составляет около 251 миллиона лет.

Как отмечают авторы работы, случаи патологических изменений костной ткани у древних позвоночных уже описывались в научной литературе. В большинстве случаев они были следствием прижизненных механических повреждений: укусов, ударов или переломов костей. Реже патологии возникали из-за деятельности бактерий, нарушения обмена веществ, возрастных изменений.

По словам российских исследователей, значительная часть таких изменений зафиксирована у мезозойских рептилий – динозавров, ихтиоптеригий, завроптеригий и мозазавров.

Между тем в отношении древних амфибий доступные данные по скелетным аномалиям сравнительно редки и в основном касаются нарушений онтогенетического развития, то есть "ошибок" развития особи в процессе роста.

Единственный описанный ранее случай патологического опухолевидного изменения костной ткани у земноводных относится к одной из костей свода черепа у раннетриасовой амфибии из рода паротозухи. Однако её останки были найдены в более молодых породах.

Палеонтологи уточняют, что исследованный в ходе новой работы скелетный элемент – правая ветвь нижней челюсти бентозуха. Её обладателем было крупное позвоночное длиной около 1,6 метра. Его череп имел длину не менее 40 сантиметров.

Учёные выявили изменения костной ткани, характерные для неодонтогенной остеомы.

На лабиальной (губной) стороне образца учёные обнаружили локальное вздутие костной ткани продолговатой формы. Длина новообразования – 29,8 миллиметра, ширина – до 17,5 миллиметра.

Специалисты использовали мультиспиральную компьютерную томографию – метод, который часто применяют для визуализации онкологических новообразований и определения стадии развития опухоли.

Важно, что эта технология позволяет сохранить целостность ценных палеонтологических находок.

С помощью мультиспиральной КТ учёные выявили изменения костной ткани, характерные для неодонтогенной остеомы.

Статья с подробным описанием исследования представлена в издании РАН "Палеонтологический журнал".

Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, как палеонтологи обнаружили опухоль возрастом почти два миллиона лет и узнали о беременности тираннозавра по составу его кости.