Древний дайвинг: неандертальцы добывали раковины со дна моря

Инструменты, созданные неандертальцами из раковин двустворчатых моллюсков.

Фото Villa et al., 2020, PLOS ONE.

Образцы пемзы, которую, вероятно, использовали неандертальцы.

Фото Villa et al., 2020, PLOS ONE.

Инструменты, созданные неандертальцами из раковин двустворчатых моллюсков.
Образцы пемзы, которую, вероятно, использовали неандертальцы.
В итальянской пещере, 100 тысяч лет назад служившей домом для неандертальцев, археологи обнаружили инструменты, изготовленные из раковин моллюсков. Ранее считалось, что "дары моря" древние "кузены сапиенсов" собирали на берегу. Однако новое исследование показывает, что некоторые раковины были подняты непосредственно с морского дна.

В 1949 году археологи, проводившие раскопки в пещере Мошерини (Grotta dei Moscerini) на территории административной области Лацио в Италии, обнаружили множество необычных артефактов. Это были раковины двустворчатых моллюсков, которые неандертальцы, обитавшие в пещере всего в нескольких метрах от одноимённого пляжа, превратили в орудия труда.

В ходе новой работы международная команда археологов подробнее изучила эти находки возрастом 90-100 тысяч лет.

Специалисты пришли к удивительному выводу. По их мнению, неандертальцы не только собирали раковины на пляже (как считалось ранее), но и ныряли за ними в Средиземное море.

Авторы работы отмечают: тот факт, что неандертальцы умели изготавливать относительно продвинутые инструменты и оружие, известен давно. Некоторые находки свидетельствовали и о том, что "кузены сапиенсов" эксплуатировали морские ресурсы (например, умели ловить рыбу).

Однако артефакты из Лацио, недавно изученные повторно, немало удивили археологов.

По их словам, 171 найденное орудие было изготовлено из створок раковин моллюсков одного вида – Callista chione (также известны как гладкие моллюски).

Судя по всему, неандертальцы с помощью каменных молотков раскалывали их раковины таким образом, чтобы образовались острые края. Такие "лезвия" оставались тонкими и острыми на протяжении долгого времени.

Когда исследователи тщательнее изучили эти артефакты, они заметили, что почти три четверти из них были непрозрачными и слегка истёртыми. Это характерные признаки того, что раковины когда-то вымыло на пляж, где они подвергались воздействию песка и солнца, поясняют авторы работы.

Однако у остальных раковин была блестящая и гладкая поверхность, а также следы "корки", которую образуют морские организмы. Эти признаки свидетельствуют о том, что моллюсков подняли со дна моря живыми.

Примечательно, что и по размеру эти экземпляры были чуть больше других.

"Вполне возможно, что неандертальцы собирали их на глубине от двух до четырёх метров, – полагает глава научной группы Паола Вилла (Paola Villa) из Университета Колорадо в Боулдере. – Конечно, у них не было снаряжения для подводного плавания".

Исследователи обнаружили в тех же осадочных породах, где были найдены орудия, фрагменты пемзы. Её неандертальцы могли использовали в качестве абразива для шлифовки инструментов.

Вулканические материалы, как выяснила команда, были доставлены на пляж Мошерини морскими течениями после извержений вулканов в Неаполитанском заливе (в 65 километрах к югу).

Образцы пемзы, которую, вероятно, использовали неандертальцы.

Интересно, что в осадочном слое, где археологи нашли инструменты из раковин, было на удивление мало традиционных каменных орудий. Возможно, неандертальцам пришлось использовать дары моря, поскольку привычных материалов в округе не хватало. С другой стороны, они могли перейти на инструменты из ракушек, потому что их было легче заострять и затачивать повторно, рассуждает Паола Вилла.

Кстати, версию о древнем "дайвинге" неандертальцев поддерживает одно из недавних исследований антропологов. Изучая останки неандертальцев, они обнаружили в нескольких образцах специфические костные наросты в ушном канале. Эта особенность, известная как "ухо пловца" (или "ухо сёрфера"), встречается у людей, которые занимаются водными видами спорта.

Вероятно, в добыче раковин неандертальцам помогали и ловкие пальцы.

По мнению учёных, новые данные ещё раз подтверждают, что неандертальцы были более продвинутыми и, не побоимся этого слова, креативными, чем считалось долгое время.

Правда, остаётся неизвестным, знали ли они, что содержимое раковин съедобно.

Подробнее об этом исследовании рассказывается в статье, представленной в журнале PLOS ONE.

Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, что неандертальцы знали толк в медицине, создавали украшения и старались сделать свои жилища более уютными. Кроме того, недавно с них сняли клеймо жестоких головорезов.