Зачем нужны родители? Найдены самые древние свидетельства заботы о потомстве

Взрослая особь Dendromaia unamakiensis со своим детёнышем в представлении художника.

Иллюстрация Henry Sharpe/Carleton University.

Фото Maddin et al, 2019.

Окаменелые останки представителей вида Dendromaia unamakiensis.
Останки позвоночных возрастом более 300 миллионов лет сохранили самые ранние признаки родительского поведения.

Более 300 миллионов лет назад, в каменноугольный период, Новая Шотландия (одна из восточных провинций Канады, омываемых Атлантическим океаном) была одним гигантским субтропическим болотом, в котором преобладали ликопсиды, древние представители плауновых растений.

В полом пне одного из них, на земле у корней, взрослое позвоночное, похожее на ящерицу, укрылось со своим детёнышем, вероятно, пережидая сильный шторм или паводок.

Древние существа в итоге всё же погибли. Зато в наше время их останки стали самым ранним примером родительского поведения.

Открытие было сделано местным энтузиастом, который сообщил о находке палеонтологу Хиллари Мэддин (Hillary Maddin) из Карлтонского университета в Канаде.

В статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution, команда Мэддин подробно описала изученные останки возрастом 309 миллионов лет.

Оказалось, они принадлежат особям неизвестного ранее вида. Он получил название Dendromaia unamakiensis – от древнегреческих слов "дерево" и "мать", а также от названия племени микмаков (коренного народа, который проживал в той местности, где была сделана находка).

По словам исследователей, особи этого вида были представителями варанопид, хищных позвоночных из группы амниот.

Специалисты отмечают: хотя варанопиды по внешнему виду были похожи на ящериц, на эволюционном древе они располагаются далеко друг от друга.

Как только наземные позвоночные получили возможность откладывать яйца, они разделились на две эволюционные ветви: завропсид, к коим относят пресмыкающихся, динозавров и птиц, и синапсидообразных, к которым причисляют млекопитающих и их вымерших родственников. К последним (синапсидам) относятся и варанопиды.

Окаменелые останки представителей вида Dendromaia unamakiensis.

Изучение останков показало, что взрослые представители вида D. unamakiensis в длину достигали не более 20 сантиметров.

Но самое интересное, что под задними конечностями взрослой особи, обвитый её хвостом, располагался череп детёныша того же вида. Такое расположение, согласно заключению экспертов, является свидетельством проявления родительской заботы.

Сохранение мельчайших деталей и структур в окаменелостях указывает на то, что обе особи были очень быстро погребены под слоем осадочных пород. Это означает, что останки сохранились именно в той позе, в которой родитель и детёныш находились непосредственно перед гибелью.

Авторы не смогли определить пол взрослой особи, но почти уверены, что это была самка.

"Это самое раннее свидетельство длительного послеродового ухода [за потомством] у позвоночных, – рассказывает Маддин. – Взрослое животное, по-видимому, скрывает и защищает детёныша в их убежище. Такое поведение очень распространено у млекопитающих сегодня. Интересно, что это животное, которое находится на эволюционной линии, ведущей к млекопитающим, демонстрирует такое поведение в столь ранний период".

Авторы отмечают: предыдущие палеонтологические свидетельства заботы о потомстве на 40 миллионов лет моложе новой находки.

Мы склонны рассматривать многих древних существ как примитивных, отмечают палеонтологи. Однако эта окаменелая пара – прекрасное свидетельство того, что сотни миллионов лет назад, задолго до появления динозавров, по своему поведению животные во многом были похожи на современных.

Сегодня многие птицы, млекопитающие и пресмыкающиеся уделяют много времени и вкладывают немало ресурсов в защиту своего потомства (порой себе во вред). У некоторых видов, особенно социальных, "воспитание" потомства может быть невероятно сложным: родители кормят детёнышей, учат охотиться и защищаться (а в редких случаях заботу о потомстве проявляют и бабушки).

Комментируя эту работу в интервью National Geographic, эксперты уточнили: когда родители и детёныши начинают проводить время вместе, это может стать решающим эволюционным шагом к более сложным формам родительского поведения.

Если взрослые особи проявляют заботу о потомстве постоянно, со временем у того или иного вида развиваются более сложные формы опеки и ухода за молодняком.

Чтобы отследить, как развивалось подобное поведение, эволюционным биологам важно знать о самых ранних и примитивных формах проявления родительства.

Авторы надеются, что в будущем новые находки позволят понять, развивалось ли родительское поведение неоднократно или появилось один раз у общего предка D. unamakiensis и всех животных, которые и сегодня заботятся о своих детёнышах.

Кстати, ранее палеонтологи выяснили, что детёныши гигантских динозавров были на удивление самостоятельными и не нуждались в покровительстве взрослых самца или самки.

Также "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали об удивительном родительском поведении самок бонобо, медведиц и пауков-скакунов.