В США найдены "останки" древнейшего в мире леса

Корневая система дерева рода археоптерис.

Фото Charles Ver Straeten.

Окаменелые корни деревьев возрастом 385-386 миллионов лет.

Фото William Stein & Christopher Berry.

Судя по корневым системам, леса девонского периода состояли из различных деревьев.

Фото Stein et al., Current Biology, 2019.

Корневая система дерева рода археоптерис.
Окаменелые корни деревьев возрастом 385-386 миллионов лет.
Палеоботаники обнаружили в штате Нью-Йорк окаменелые корневые системы возрастом 385-386 миллионов лет. Учёные установили, каким деревьям принадлежали эти корни и как выглядел рекордно древний лес.

В заброшенном карьере неподалёку от города Кайро в штате Нью-Йорк палеоботаники из США и Великобритании отыскали корневые системы деревьев возрастом 385-386 миллионов лет. Это "останки" самого древнего в мире леса, сообщают учёные.

По их словам, сохранившиеся корневые системы свидетельствуют о том, что ещё за 10 миллионов лет до появления семенных растений на Земле произрастали деревья с листьями и корой (то есть чертами современных семенных растений). Иными словами, растительный покров нашей планеты начал переход к лесам, напоминающим современные, раньше, чем предполагалось.

Окаменелые корни деревьев возрастом 385-386 миллионов лет.

Учёным посчастливилось отыскать три разных корневых системы.

Одна из них принадлежала пальмоподобному представителю кладоксиловидных растений. Вероятно, оно, подобно сорняку, могло произрастать в разных средах.

По мнению специалистов, это дерево могло достигать десяти метров в высоту и имело короткие ветви, похожие на зелень сельдерея.

Более массивные корни (длиной до 12 метров) принадлежали растениям рода археоптерис. Это предки современных деревьев. Они были довольно продвинутыми по девонским меркам и обладали рядом общих характеристик с нынешними семенными растениями.

По внешнему виду эти деревья отдалённо напоминали сосны, но вместо иголок имели листья как у папоротника.

Археоптерисы были своего рода первопроходцами. Во-первых, благодаря обширной корневой системе они, возможно, первыми начали получать больше влаги из почвы. Во-вторых, это одни из первых растений, которые могли собирать углекислый газ из атмосферы.

Это умение в дальнейшем стало ключевым фактором изменения климата и развития биоразнообразия. Когда деревья начали поставлять в атмосферу больше кислорода, они фактически стали менять экосистемы и облик нашей планеты.

Палеоботаники пока не смогли точно определить, каким растениям принадлежала корневая система третьего типа. Предполагается, что это были "чешуйчатые деревья", представители класса плауновых.

Что касается внешнего вида древнейшего леса, то он, судя по всему, не был густым. Деревья произрастали группами, оставляя довольно много открытого пространства.

Этот лес простирался на площади более трёх тысяч квадратных метров.

Наличие окаменелых останков рыб в песчаном карьере также позволяет предположить, что древний лес был уничтожен наводнением.

Кстати, ранее та же научная группа описала другой ископаемый лес, который до сих пор считался древнейшим на планете. Он называется Гильбоа и расположен в горах Катскилл на севере штата Нью-Йорк, всего в 40 минутах езды от недавно найденного леса. Последний старше леса Гильбоа как минимум на два-три миллиона лет.

В будущем палеоботаники ожидают новых рекордов. Команда надеется отыскать свидетельства того, что и в других регионах существовали подобные леса, возможно, ещё более древние.

Подробнее о проделанной работе рассказывается в статье, представленной в журнале Current Biology.

Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали об особенностях древнейшего ископаемого леса Азии и о том, почему древние деревья были гораздо сложнее современных.