"Жевательная резинка" возрастом 6000 лет помогла восстановить облик древней женщины

Извлечённая из берёзовой жвачки ДНК позволила предположить, как выглядела жевавшая её женщина.

Иллюстрация Tom Björklund/The University of Copenhagen, Faculty of Health and Medical Sciences.

Жевательная смола, найденная археологами на Лолланне.

Фото Theis Jensen et al./Nature Communications.

Жевательная смола, найденная археологами на Лолланне.
Благодаря всего лишь небольшому кусочку пережёванной берёзовой смолы исследователи составили подробный портрет жевавшего её человека, сделали предположения о его роде занятий и даже возможных болезнях.

На заре неолита предок современного человека выбросил кусочек древней "жевательной резинки" из березовой смолы в мелководную лагуну на побережье современной южной Дании.

Спустя 5700 лет исследователи из Копенгагенского университета, проводившие раскопки на этом участке, обнаружили древнюю жвачку. Прекрасное состояние находки позволило учёным полностью расшифровать перешедший в неё вместе со слюной генетический материал и даже составить портрет жевавшего её человека.

Поясним, что своей отличной сохранностью кусочек древней "жевательной резинки" обязан уникальным природным условиям острова Лолланн, на котором велись археологические работы.

Илистые наслоения плотно укрывали этот самый большой участок раскопок времён каменного века в Дании. Поэтому органический материал сохранялся здесь практически в идеальном состоянии.

Жевательная смола, найденная археологами на Лолланне.

Это первый случай, когда учёные получили исчерпывающий генетический материал древнего человека не из костных останков, сообщает научная статья, вышедшая в журнале Nature Communications.

Основываясь на данных секвенирования генома, эксперты установили, что найденную на месте раскопок берёзовую смолу жевала молодая женщина.

Генетически она была больше связана с охотниками-собирателями из материковой Европы, чем с жителями центральной Скандинавии того времени. Генетики полагают, что у неё, вероятно, была смуглая кожа, тёмные волосы и голубые глаза.

Наряду с человеческой ДНК, исследователи обнаружили в жвачке генетический материал утки и лесного ореха – предположительно, остатков древней трапезы.

Кроме того, пережёванная берёзовая смола стала источником данных о более чем 40 видах микробов, населявших полость рта собирательницы.

По словам руководителя исследования Ханнеса Шрёдера (Hannes Schroeder), информация о микробиоме людей того времени крайне важна.

Поскольку они жили в другой среде и вели иной образ жизни, их питание значительно отличалось от питания современного человека. Полученные данные помогут учёным выяснить, как эти различия отразились на микробиоме людей каменного века.

Помимо бактерий исследователи также обнаружили ДНК вируса Эпштейна-Барра, вызывающего инфекционный мононуклеоз, или железистую лихорадку.

Добавим, что частицы берёзовой смолы нередко встречаются в останках человеческих зубов. Новое исследование показало, что они обладают большим потенциалом в изучении эволюции основных человеческих патогенов, уверены генетики.

"[Изучение остатков древних жвачек] поможет нам понять, как патогены развивались и распространялись с течением времени, а также что делает их особенно опасными. В то же время, основываясь на генетических особенностях "предка" возможно предсказать поведение возбудителя болезни в будущем и разработать способы его сдерживания или уничтожения", – поясняет Шрёдер в пресс-релизе университета.

Но зачем же наши предки жевали этот природный материал? По одной из версий, таким способом его предварительно размягчали, прежде чем использовать для склеивания деталей орудий.

Согласно другой теории, древние люди жевали берёзовую смолу для облегчения зубной боли или использовали её как своего рода зубную щётку.

Добавим, что ранее авторы "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, как об особенностях рациона людей каменного века "поведала" другая доисторическая женщина. Рассказывали мы и о генетическом исследовании, выявившем демографический взрыв того исторического периода.