Считанные сантиметры: где марсианский лёд можно добывать лопатой

Самым перспективным местом для посадки оказалась равнина Аркадия (обведена белой линией).

Иллюстрация NASA/JPL-Caltech.

Карта глубины залегания льда на Марсе. Перевод Вести.Наука.

Иллюстрация NASA/JPL-Caltech/ASU.

Карта глубины залегания льда на Марсе. Перевод Вести.Наука.

Астрономы выяснили, где на Красной планете посадить корабль с колонистами, чтобы вода оказалась буквально у них под ногами. Речь идёт о залежах водяного льда в считанных сантиметрах под поверхностью.

Результаты описаны в научной статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

"Вам не понадобится экскаватор, чтобы выкопать этот лёд. Вы можете использовать лопату", – обещает первый автор статьи Сильвен Пикё (Sylvain Piqueux) из Лаборатории реактивного движения НАСА.

Авторы проанализировали данные о температуре поверхности Красной планеты, собранные орбитальными аппаратами MRO и Mars Odyssey. Дело в том, что теплопроводность льда гораздо выше, чем у обычного марсианского грунта. Поэтому наличие льда под поверхностью и глубина его залегания сильно влияет на размах сезонных колебаний температуры.

При составлении карты учёные ориентировались также на данные радаров, гамма-спектрометра и на фотографии, запечатлевшие лёд в свежих метеоритных кратерах.

В итоге подповерхностные льды были картированы с разрешением в три пикселя на градус. На Земле такая детализация не была бы поводом для гордости, но для карт марсианской мерзлоты она беспрецедентна.

Как и ожидалось, лёд оказался широко распространён в полярных и средних широтах планеты, вплоть до 45° южной широты и даже до 35° северной широты (на Земле последняя широта характерна для средиземноморских курортов). Это важно, поскольку в такой близости к экватору колонистов ждут более гостеприимные температуры, чем в окрестностях полярных шапок (где, разумеется, льда хоть отбавляй). Особенно удачно, что ближе всего к экватору льды подходят именно в Северном полушарии. Там не такой возвышенный рельеф, как в Южном. Посадка в низину удобна, потому что в распоряжении парашютной системы аппарата окажется большая толща "воздуха". На Красной планете, с её атмосферным давлением в 1% от земного, такие тонкости сильно облегчают миссии.

Самой заманчивой целью оказалась равнина Аркадия (Arcadia Planitia). На карте, приведённой ниже, она выделена многоугольной областью. Цвета показывают глубину залегания льда там, где он обнаружен. Серый обозначает пространство без подповерхностного льда. Чёрные зоны не подходят для посадки, так как здесь аппарат может погрузиться в мелкую пыль.

Карта глубины залегания льда на Марсе. Перевод "Вести.Наука".

Теперь исследователи планируют отследить, как количество льда меняется от сезона к сезону.

"Мы продолжаем собирать данные о залежах льда на Марсе, всё больше сужая площадь мест, лучше всего подходящих для посадки космонавтов", – рассказывает Пикё.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, что на Красной планете есть жидкая вода (правда, под двухкилометровым слоем льда). А по данным некоторых исследований, большие массы водяного льда в грунте присутствуют даже на экваторе Марса.