Древнейшая в мире сцена охоты изображает полулюдей-полуживотных

На найденном рисунке изображено восемь охотников и шесть жертв.

На найденном рисунке изображено восемь охотников и шесть жертв.
Фото Endra/Griffith University.

Панорамное изображение "картины", найденной в индонезийской пещере.

Панорамное изображение "картины", найденной в индонезийской пещере.
Иллюстрация Adam Brumm/Ratno Sardi/Adhi Agus Oktaviana.

На найденном рисунке изображено восемь охотников и шесть жертв.
Панорамное изображение "картины", найденной в индонезийской пещере.
Международная команда археологов обнаружила в пещере на острове Сулавеси наскальную живопись возрастом примерно 44 тысячи лет. Это древнейшая в мире сцена охоты и самое ранее известное изображение людей с чертами животных.

Международная команда учёных обнаружила в пещере индонезийского острова Сулавеси наскальную живопись возрастом примерно 44 тысячи лет.

На стенах известняковой пещеры красным охристым пигментом изображена сцена охоты на крупных млекопитающих. При этом охотники представляют собой полулюдей-полуживотных, или так называемых териантропов.

Поясним, что териантропия – это мифологическая способность человека превращаться в животных. Наиболее известная форма териантропии – оборотничество в широком смысле (умение временно менять свой облик магическим путём, превращаясь из человека в другое существо, растение или предмет).

По словам специалистов, на обнаруженных ими рисунках изображены восемь охотников. Их головы и другие части тел "позаимствованы" у птиц, рептилий и других животных, которые, вероятно, являются эндемиками Сулавеси (то есть обитают лишь на этом острове). К примеру, у одного охотника рот похож на птичий клюв, а у другого имеется хвост.

Убегающие от охотников жертвы – две сулавесские бородавчатые свиньи и четыре карликовых буйвола. В погоне териантропы используют копья и длинные верёвки.

Анализы показали, что все элементы были нарисованы в одно время, в одном стиле и одним и тем же пигментом.

Панорамное изображение "картины", найденной в индонезийской пещере.

Поскольку в охристом пигменте на основе окиси железа отсутствуют органические вещества, исследователям пришлось применить особую методику для датировки изображений. Они проанализировали так называемый пещерный попкорн (cave popcorn) – небольшие отложения минералов, которые образуются на стенах пещеры, когда по ним стекает вода.

Этот "попкорн" содержит следовые количества урана, при распаде которого образуется торий. Анализируя соотношение урана и тория в минеральном слое непосредственно над пигментом, исследователи оценили возраст картины: 43900 лет.

Это самый древний пример пещерной живописи, изображающей "историю", то есть визуальный рассказ с сюжетом.

Для сравнения отметим, что возраст самых ранних сцен охоты в пещерном искусстве Европы составляет от 21 до 14 тысяч лет. А самым древним примером изображения териантропа до сих пор была фигурка человека с головой льва возрастом около 40 тысяч лет, сделанная из слоновой кости и найденная в Германии.

Судя по известным сегодня пещерным "шедеврам", наскальная живопись развивалась от простого к сложному, то есть от абстрактных символов к более подробным и сюжетным изображениям, которые появились около 35 тысяч лет назад.

Но, похоже, в Юго-Восточной Азии палеолитическое искусство стало достаточно продвинутым намного раньше, говорят исследователи.

По мнению антропологов, это открытие важно для понимания эволюции мышления древних людей. Ведь найденные изображения – самое раннее свидетельство способности человека осмысливать вещи, которых не существует в природе. Это базовая концепция верования в сверхъестественных существ, лежащая в основе религий, поясняют специалисты.

Статья с более подробным описанием новых находок опубликована в журнале Nature.

Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, как учёные разглядели в наскальных рисунках свидетельства ритуальной ампутации пальцев и астрономический код. Также мы писали о пещерных изображениях мифических чудищ и древнейшем "документальном свидетельстве" дружбы человека и собаки.