Исследователи поняли, что способствует распространению фейковых новостей

Люди начинают относиться к фейковым новостям лояльнее после того, как видят одни и те же заголовки несколько раз.

Люди начинают относиться к фейковым новостям лояльнее после того, как видят одни и те же заголовки несколько раз.
Фото Pixabay.

Вряд ли кто-то будет делиться на своей странице в соцсети новостью, в которую не верит и считает её фейковой. Однако недавно учёные выяснили, что после многократного прочтения распространение фальшивой информации начинает казаться не таким уж аморальным.

Вряд ли кто-то посчитает достойным поделиться на своей странице в соцсети новостью, в которую не верит и считает её фейковой. Однако недавно учёные выяснили, что после многократного прочтения распространение фальшивой информации начинает казаться не таким уж аморальным.

К такому выводу пришли исследователи Дэниел Эффрон (Daniel Effron) из Лондонской школы бизнеса и Медха Радж (Medha Raj) из Университета Южной Калифорнии после того, как провели эксперимент с участием 2500 тысяч человек.

Результаты работы, опубликованные в журнале Psychological Science, несут важную информацию для политиков и руководителей социальных сетей, которые пытаются обуздать распространение дезинформации в Интернете.

В ходе пяти экспериментов Эффрон и Радж попросили участников онлайн-опроса оценить, насколько приемлемой они считают публикацию, например, фейкового заголовка. Добровольцев также попросили оценить вероятность того, что они поделятся этой публикацией, поставят ей отметку "Нравится", а также заблокируют или отпишутся от человека, который её сделал.

Результаты опроса показали, что участники отнеслись к заголовкам, которые они видели более одного раза, лояльнее, чем к публикациям, которые они прочитали впервые.

Опрошенные также сообщили, что в случае публикации, которую они видят повторно, они с большей вероятностью поставят ей отметку "Нравится", поделятся ей и с меньшей вероятностью заблокируют или отпишутся от человека, который её сделал.

Кроме того, участники опроса сообщали, что не считают, что заголовок, который они увидели первым, был более правильным в сравнении с прочтёнными позже. А это значит, что смену отношения к фейковой новости нельзя объяснить тем, что читатели попросту забыли своё первое впечатление о ней и посчитали, что она правдива.

Эффрон и Радж отмечают, что попытки пресечь распространение дезинформации обычно направлены на то, чтобы помочь людям отличить факты от вымысла. Соцсеть Facebook (запрещена в РФ), например, старается информировать пользователей, что новость, которой они хотят поделиться, была помечена, как ложная после проверки фактов. Но и такой способ может потерпеть неудачу, если пользователи чувствуют, что спокойно могут поделиться публикацией, в которую не верят, потому что уже видели её раньше.

Исследователи суммируют, что повторная "встреча" с фейковой новостью заставляет читателя относиться к ней лояльнее. К слову, такой же эффект может произойти, если человек представит себе в деталях, как вымышленная ситуация могла бы случиться в реальности, отмечается в работе.

"При борьбе с дезинформацией мы предлагаем учитывать то, как люди оценивают её распространение с точки зрения морали, а не только тот факт, верят ли они в неё", – объясняет Эффрон.

Он также заключает, что дезинформация способна подорвать развитие демократического общества, поэтому так важно понимать психологию её распространения.

Ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали, что фальшивые новости распространяются в соцсетях быстрее настоящих, что искусственный интеллект научился распознавать фейковые новости лучше человека, а также о том, что 4 из 10 человек не отличают поддельное фото от реального.