"Звёздная" капсула позволит принимать оральные контрацептивы всего раз в месяц

Новинка позволит принимать оральные контрацептивы всего лишь раз в месяц.

Фото Tiffany Hua.

Схема, показывающая, как капсула для доставки лекарств перемещается по пищеварительной системе.

Иллюстрация Lyndra Therapeutics.

Исследователи Амея Киртан (Ameya Kirtane) и Тиффани Хуа (Tiffany Hua) с системой доставки лекарств в форме звезды.

Фото MIT.

Новинка позволит принимать оральные контрацептивы всего лишь раз в месяц.
Противозачаточные таблетки являются одной из самых распространённых форм контрацепции. Но они работают лишь в том случае, если женщина не забывает принимать их каждый день примерно в одно и то же время, что в современной жизни с множеством забот сделать не так-то просто. Исследователи из MIT создали систему доставки лекарств, которая позволит женщинам принимать таблетку всего лишь раз в месяц.

На сегодняшний день противозачаточные таблетки являются одной из самых распространённых форм контрацепции. Но они работают лишь в том случае, если женщина не забывает принимать их каждый день, хотя и в этом случае могут быть "осечки". Женщина может пропустить приём таблетки, что увеличивает риск нежелательной беременности. Исследователи из Массачусетского технологического института (MIT) решили эту проблему, упаковав противозачаточное средство в капсулу в форме звезды. Такую инновационную таблетку можно принимать всего лишь раз в месяц.

Исследователи MIT впервые показали свою систему доставки лекарств в 2016 году, и авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) подробно о ней рассказывали.

Напомним, что по форме капсула напоминает звезду с шестью "лучами", наполненными препаратом. Их соединяет вместе биоразлагаемая упругая сердцевина. Сами "лучи" состоят из полимера и сгибаются внутрь, подобно рёбрам зонтика. Такая конструкция позволяет "звезде" помещаться в обыкновенную капсулу, покрытую желатином.

Попадая в желудок, "звезда" разворачивает свои "лучи" с лекарственным средством.

Предыдущие эксперименты показали, что такая капсула может находиться в желудке до двух недель: "лучи" не дают ей попасть в тонкую кишку и отправиться в кишечник вместе с переваренной пищей. На протяжении всего этого времени "лучи" медленно растворяются и непрерывно выпускают лекарственное средство.

После того как капсула выпускает весь свой материал, ядро "звезды" растворяется. В результате пустые "лучи" отрываются от сердцевины и отправляются в путь по пищеварительной системе.

В прошлом исследователи упаковывали в "звёздную" конструкцию лекарства от ВИЧ и болезни Альцгеймера. Испытания системы с медикаментом от ВИЧ были проведены на свиньях, а капсулу, заполненную лекарством от болезни Альцгеймера, тестировали на людях. В обоих случаях капсулы работали в течение двух недель.

В рамках же недавней работы учёные продлили "срок службы" капсулы и адаптировали её для доставки оральных контрацептивов (длительность работы в этом случае должна составлять около 28 дней).

Специалисты нашли материал для изготовления "лучей" и сердцевины, который смог бы находиться в организме человека как можно дольше. Затем его протестировали в имитации желудочного сока.

Учёные также опробовали разные концентрации лекарства и полимеров в "лучах" и получили оптимальную скорость высвобождения действующего вещества. В данном случае этим препаратом стал левоноргестрел, который часто используется в контрацептивных имплантатах или смешивается с другими лекарствами в таблетках.

Исследователи протестировали адаптированную капсулу на свиньях и выяснили, что "срок службы" удалось увеличить вдвое: лекарства медленно выпускались в течение четырёх недель. Концентрация препарата в крови животных была схожа с той, которая, как ожидается, будет наблюдаться у людей, ежедневно принимающих пероральные таблетки.

По словам соавтора работы профессора Роберта Лангера (Robert Langer), это первый подобный пример капсулы или таблетки, которой хватает на целый месяц.

Исследователи надеются начать клинические испытания этой системы доставки контрацептивных препаратов в течение следующих трёх-пяти лет.

Результаты исследования опубликованы в издании Science Translational Medicine.

К слову, недавно авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о методе мужской контрацепции, замедляющем сперматозоиды.

Кроме того, учёные выяснили, что гормональные противозачаточные средства, которые принимают женщины, могут повышать риск развития рака молочной железы и изменять мозг. Также выяснилось, что эти препараты защищают от нежелательной беременности не всех женщин.