К появлению "челюсти Габсбурга" привело кровосмешение

Карл II – последний представитель дома Габсбургов на испанском престоле. С рождения был инвалидом, имел самые разные заболевания.

Карл II – последний представитель дома Габсбургов на испанском престоле. С рождения был инвалидом, имел самые разные заболевания.
Иллюстрация Juan Carreno de Miranda/Muzeul de Istorie a Artei din Viena/Wikimedia Commons.

Маргарита Австрийская, королева Испании.

Маргарита Австрийская, королева Испании.
Иллюстрация Bartolom Gonzlez y Serrano/Web Gallery of Art/Wikimedia Commons.

Карл II – последний представитель дома Габсбургов на испанском престоле. С рождения был инвалидом, имел самые разные заболевания.
Маргарита Австрийская, королева Испании.
Многие представители монаршего рода Габсбургов были обладателями сильно выпирающей нижней челюсти. Оказалось, эта деформация, никак не красившая королей и королев, была обусловлена тем же фактором, который привёл к упадку могущественной династии.

На протяжении части Средневековья и всего Нового времени одной из наиболее могущественных монарших династий Европы были Габсбурги.

Многие представители этого рода были обладателями сильно выпирающей нижней челюсти. В антропологии такой тип профилировки лица известен как прогнатизм. А историки и генетики в контексте своих исследований используют название "челюсть Габсбурга".

Давно предполагалось, что эта черта появилась у представителей династии в результате инбридинга (проще говоря, кровосмешения). Но лишь сейчас испанские учёные сумели это доказать.

Авторы новой работы поясняют: на протяжении нескольких веков члены австрийской и испанской ветвей монаршей семьи вступали в брак, чтобы сохранить власть во многих странах Европы. По иронии судьбы, эти смешанные браки, вероятно, в конечном итоге и привели к падению могущественного дома: последний монарх не смог оставить наследника.

"Династия Габсбургов была одной из самых влиятельных в Европе, но она прославилась инбридингом, что, вероятно, привело к её упадку. Мы впервые показываем, что существует чёткая связь между инбридингом и появлением "челюсти Габсбурга", – сообщил глава научной группы генетик Роман Вилас (Roman Vilas) из Университета Университет Сантьяго-де-Компостела.

Его команда изучила 66 портретов 15 представителей династии Габсбургов. Все эти портреты, хранящиеся в музеях по всему миру, были написаны с натуры.

Анализируя деформации лица, авторы работы консультировались с десятью челюстно-лицевыми хирургами. Их попросили оценить степень проявления 11 признаков нижнечелюстного прогнатизма и семь признаков гипоплазии верхней челюсти (недоразвитие верхнечелюстных костей, из-за чего кажется, что нижняя губа и кончик носа человека сильно выступают вперёд).

Независимые эксперты заключили, что из 15 членов королевской династии указанные деформации были менее всего выражены у Марии Бургундской, которая в 1477 году вышла замуж за Максимилиана Габсбурга (то есть не была урождённой Габсбург).

Более всего нижнечелюстной прогнатизм был выражен у Филиппа IV. А гипоплазия верхнечелюстной кости в наибольшей степени проявилась сразу у пяти членов семьи: Максимилиана I, его дочери Маргариты Австрийской, его племянника Карла V Габсбурга, а также Филиппа IV и Карла II (последнего представителя дома Габсбургов на испанском престоле).

Маргарита Австрийская, королева Испании.

Авторы исследования предположили, что "челюсть Габсбурга" характеризуется обоими описанными выше отклонениями, причём оба были обусловлены генетически.

Чтобы проверить эту версию, учёные оценили степень родства и так называемый коэффициент инбридинга, обратившись к генеалогическому древу Габсбургов, которое охватывает более 20 поколений и более шести тысяч представителей.

В итоге была выявлена тесная связь между коэффициентом инбридинга и степенью нижнечелюстного прогнатизма. Иными словами, чем больше родственников было среди предков того или иного Габсбурга, тем более выраженной была деформация.

Взаимосвязь также была выявлена между инбридингом и гипоплазией верхнечелюстной кости. Однако статистически значимой корреляция была лишь для двух из семи выявленных признаков.

Учёные признают, что причины тесной связи между инбридингом и деформацией лица остаются неясными.

Самое очевидное объяснение заключается в том, что вследствие кровосмешения (например, браков между двоюродными братьями и сёстрами или дядями и племянницами) повышается вероятность, что потомство унаследует от обоих родителей идентичные варианты определённого гена, или аллели. Это явление, известное как генетическая гомозиготность.

При этом "челюсть Габсбурга" следует рассматривать как рецессивный признак, который проявляется, если отвечающий за него вариант гена присутствует в геномах обоих родителей (что наиболее вероятно, если они являются родственниками).

Исходя из этого, всей династии Габсбургов можно поставить "диагноз" инбредная депрессия. Это снижение жизнеспособности особей, возникающее в результате инбридинга.

К примеру, коэффициент инбридинга для Карла II был так же высок, как у детей, рождённых в результате инцеста между братом и сестрой. Неудивительно, что монарх имел разные заболевания и отклонения в развитии и не смог оставить наследника.

Впрочем, специалисты не могут исключать и того, что появление "челюсти Габсбурга" было обусловлено случайностью, например, дрейфом генов. Это крайне маловероятно, но возможно.

"Инбридинг всё ещё распространён в некоторых географических регионах и среди некоторых религиозных и этнических групп, поэтому сегодня важно исследовать его последствия. Династия Габсбургов служит своего рода природной лабораторией для такого рода исследований", – заключает Роман Вилас.

Статья по итогам работы его команды опубликована в журнале Annals of Human Biology.

Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали об исследовании гробницы основателя будущей империи Габсбургов и о том, как запрет на инцест отразился на современной западной психологии. Говорили мы и о том, что кровосмешение в числе прочих факторов могло погубить неандертальцев.