В Якутии обнаружены самые северные останки гигантских динозавров-завропод

К завроподам относились самые большие динозавры в истории Земли.

Иллюстрация Андрея Атучина.

Зубы взрослых завропод (Macronaria) из Тээтэ.

Иллюстрация Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН.

Зубы детёныша завропода (Macronaria) из Тээтэ.

Иллюстрация Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН.

К завроподам относились самые большие динозавры в истории Земли.
Зубы детёныша завропода (Macronaria) из Тээтэ.
Палеонтологи обнаружили зубы огромных ящеров в регионе, который в мезозое был приполярным.

Палеонтологи обнаружили зубы огромных динозавров-завропод в регионе, который в мезозое был приполярным. Это самая северная подобная находка в мире.

Открытие описано в научной статье, опубликованной в журнале Lethaia.

Палеонтологи из России и Германии обнаружили зубы длинношеих динозавров-завропод из местонахождения Тээтэ на юго-западе Якутии. В начале мелового периода эта точка имела широту 62°. Для сравнения: широта Санкт-Петербурга составляет 60°, а Северного полярного круга – 66,6°.

Зубы взрослых завропод (Macronaria) из Тээтэ.

До этого некоторые исследователи полагали, что завроподы могли приходить на эту территорию в благоприятное время года и уходить с наступлением холодов. Но среди новых находок есть и зуб детёныша. Этот факт свидетельствует, что завроподы размножались в этих местах и, вероятно, обитали здесь постоянно.

Ранее в Тээтэ были найдены кости молодых стегозавров. (Эти ящеры с пластинами и шипами на спине не относятся к завроподам). Они также подтверждают, что динозавры размножались в этих северных краях.

Как рептилии выживали в таких широтах? Дело в том, что в мезозое разница температур между тропиками и полярными регионами была не такой огромной, как сегодня. Из-за благоприятного расположения материков океанские течения эффективно переносили тепло от экватора к полюсам, создавая на всей Земле более или менее мягкий климат.

Зубы детёныша завропода (Macronaria) из Тээтэ.

Фауна Тээтэ включает животных, вероятно, тем или иным образом поддерживавших постоянную температуру тела: динозавров, зверообразных ящеров тритилодонтов и млекопитающих. Однако встречались там и явно холоднокровные создания: саламандры, черепахи и ящерицы, но не теплолюбивые крокодилообразные. Такой состав указывает на умеренный климат со среднегодовой температурой намного выше нуля, но ниже 14 градусов. Для сравнения: среднегодовая температура в современной Москве составляет +6 °C.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о роде динозавров, названном сибиротитаном.