Поможет ли тренировка предотвратить развитие диабета? Покажут бактерии

Кишечные бактерии влияют на реакцию организма на физические упражнения. Это открытие может помочь в борьбе с диабетом.

Принесут ли физические упражнения долгожданную пользу, например, в случае, когда человек с предиабетом намерен снизить риск развития опасного состояния? Узнать это помогут кишечные бактерии.

Кишечные бактерии помогают определить, как человек будет реагировать на физические упражнения. К такому выводу пришли исследователи из Гонконгского университета. Как это ни удивительно, открытие может помочь учёным создать новые способы лечения диабета.

Напомним, что диабет второго типа возникает в результате нарушения взаимодействия инсулина с клетками тканей. На сегодняшний день специалисты обеспокоены тем, что всё больше людей во всём мире сталкиваются с этим недугом.

Пациенты с этим состоянием вынуждены соблюдать особый рацион, выполнять умеренные физические нагрузки и использовать различные лекарственные препараты.

По словам профессора Айминь Сюй (Aimin Xu), диабет второго типа (как, впрочем, и другие серьёзные состояния) можно предотвратить, своевременно изменив образ жизни.

"Физические упражнения – это наиболее выгодная стратегия профилактики диабета. Однако некоторые люди не реагируют на них так хорошо, как хотелось бы", – отмечает профессор.

Чтобы выяснить причину, Сюй и его коллеги изучили, как физические упражнения влияют на микробиоту (совокупность микроорганизмов) кишечника и метаболизм 39 мужчин с предиабетом. Поясним, что у людей с таким состоянием наблюдается повышенный уровень сахара в крови, при этом он не настолько высок, чтобы медики ставили диагноз "диабет".

Всех участников исследования, никогда прежде не принимавших лекарства от предиабета, разделили на две группы. Первая являлась контрольной, её участники не занимались спортом. А те, кто попал во вторую группу, на протяжении трёх месяцев достаточно интенсивно тренировались.

При этом мужчины придерживались своего обычного рациона.

Что интересно, все участники второй группы практически одинаковыми темпами теряли лишний вес и жировую массу. Но только у 70% испытуемых наблюдались значительные улучшения в метаболизме глюкозы и чувствительности к инсулину, отмечает Сюй.

Специалисты провели анализ кишечных бактерий и выяснили, что микробиота мужчин, у которых имелись улучшения, несколько отличалась от совокупности микроорганизмов других участников исследования. В частности, микробы этих испытуемых могли производить больше короткоцепочечных жирных кислот и расщеплять больше аминокислот с разветвлёнными боковыми цепями.

А бактерии людей, у которых не было такой же реакции на физические упражнения, с большей вероятностью производили соединения, ухудшающие метаболизм.

Чтобы убедиться в том наглядно, специалисты провели следующий эксперимент. Они попросили участников исследования предоставить образцы фекалий, чтобы пересадить микробов, содержащихся в них, в организм мышей с ожирением.

У грызунов, получивших бактерии мужчин с хорошей реакцией на физические упражнения, со временем стала улучшаться резистентность к инсулину и регуляция содержания глюкозы.

Специалисты не увидели таких же положительных результатов у животных, которым достались микробы от людей с плохой реакцией на физические нагрузки.

Сюй считает, что именно кишечная микробиота "виновна" в том, что у людей нет нужного эффекта от выполнения физических упражнений.

"Это одно из первых рандомизированных контрольных исследований, предоставляющих чёткие доказательства того, что кишечная микробиота влияет на метаболическое здоровье", – добавляет профессор.

Полученные результаты повышают вероятность того, что различные меры, "нацеленные" на микробиоту кишечника, могут максимизировать пользу от физических упражнений. Это также может помочь медикам персонализировать лечение.

В дальнейшем учёные намерены провести подобные исследования с участием женщин, а также пожилых людей.

Научная статья по итогам этой работы опубликована в издании Cell Metabolism.

К слову, кишечные бактерии помогают забыть о страхе. Также выяснилось, что они способны мешать лечению болезни Паркинсона и онкологических заболеваний.

Кроме того, "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, как на разнообразии кишечных бактерий сказываются иммиграция и калорийная еда.