Вокруг сверхмассивных чёрных дыр могут обращаться тысячи суперземель

По расчётам авторов, у сверхмассивных чёрных дыр могут быть планеты.

Иллюстрация Kagoshima University.

Японские астрономы бросили вызов представлению, что планеты могут формироваться только вокруг звёзд. По их расчётам, чёрные дыры массой в миллионы солнц могут иметь планетные семьи из тысяч "домочадцев". Такой вывод делается в научной статье, опубликованной в издании Astrophysical Journal группой во главе с Эйитиро Кокубо (Eiichiro Kokubo) из Национальной астрономической обсерватории Японии.

Напомним, что планеты формируются из протопланетного диска – облака газа и пыли, окружающего новорождённую звезду. Наблюдателям известно множество таких дисков, в том числе и с только что зародившимися мирами.

Однако молодые звёзды – не единственные небесные тела, вокруг которых есть газопылевые диски. Такие облака встречаются и вокруг сверхмассивных чёрных дыр в центрах галактик. Масса такого диска иногда насчитывает сотни тысяч солнц. Что, если и там образуются планеты?

Это смелая гипотеза. Вещество, падающее в чёрную дыру, разогревается до огромных температур. Излучение этой материи должно мешать образованию звёзд в непосредственной близости от монстра и разрушать планеты в более отдалённых регионах.

Но, согласно расчётам авторов, всё не так безнадёжно. Если светимость у чёрной дыры не слишком большая, а диск достаточно плотный, то его внутренняя часть будет блокировать излучение. Поэтому в глубине диска сможет существовать даже лёд.

Вот там, по мысли исследователей, и могут возникать планеты. Астрономы смоделировали этот процесс от частиц размером в доли миллиметра до планет, в десять раз более массивных, чем земной шар.

"Наши расчёты показывают, что десятки тысяч планет с массой, в десять раз превышающей земную, могут образоваться на расстоянии десяти световых лет от чёрной дыры, – говорит Кокубо. – Вокруг чёрных дыр могут существовать планетные системы удивительного масштаба".

Срок образования таких экзопланет зависит от массы чёрной дыры. Для объекта массой в миллионы солнечных (довольно скромная величина по меркам этих гигантов) он составляет сотни миллионов лет. Для сравнения: сроки образования планет Солнечной системы оцениваются в единицы или десятки миллионов лет, а их текущий возраст – примерно 4,5 миллиарда лет.

Впрочем, обнаружить подобные миры в окрестностях чёрных дыр – на сегодняшний день, скорее всего, невыполнимая задача.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о кружащих вокруг сверхмассивной чёрной дыры в центре Галактики "сёстрах" звёздной массы. Также мы рассказывали о планетах у нейтронных звёзд.