Учёные объяснили, почему наука ещё очень далека от создания "дизайнерских" детей

Возможность выбора "генетических настроек", не связанных с заболеваниями, более далека от реальности, чем многие полагают.

Иллюстрация с сайта pixabay.com.

С появлением и совершенствованием технологий редактирования генома у людей появилась надежда на избавление от наследственных заболеваний. Но в то же время открылись и новые возможности для создания "дизайнерских" детей. Впрочем, пока эта идея ближе к научной фантастике, чем к реальности. Рассказываем, почему.

С появлением и совершенствованием технологии редактирования генома CRISPR у людей появилась надежда на избавление от серьёзных наследственных заболеваний. Но в то же время у учёных открылись и новые возможности для создания "дизайнерских" детей.

Опасения на этот счёт, терзавшие научное сообщество и борцов за соблюдение биомедицинской этики, многократно возросли после прошлогоднего скандала в Китае, когда генетик Хэ Цзянькуй заявил о рождении первых в мире детей с исправленной ДНК.

Хотя учёные, мечтающие получить официальное разрешение на редактирование генов человеческих эмбрионов, преследуют благородные цели (о которых "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) подробно рассказывали), эксперты опасаются, что в будущем подобные эксперименты приведут к, можно сказать, спекуляции технологией CRISPR. В частности, речь идёт об использовании инструмента не в медицинских целях, а для создания детей с "заданными параметрами".

Впрочем, учёные из Израиля, Греции и США считают, что опасения по этому поводу преждевременны. Новое исследование, проведённое этой командой, показало, что возможность выбора "генетических настроек", не связанных с заболеваниями, более далека от реальности, чем многие полагают.

Поясним, что в последние годы стало возможным секвенировать весь геном эмбрионов. Это даёт возможность оценить тысячи генетических вариантов, каждый из которых повлияет на те или иные черты (например, рост).

Производя полигенную оценку (polygenic score), специалисты могут понять, какой из эмбрионов, подготовленных к процедуре экстракорпорального оплодотворения, имеет нужные будущим родителям "настройки".

"Осуществить секвенирование генома эмбрионов сейчас намного проще, чем даже пять лет назад. И мы уже знаем гораздо больше вариантов генов, связанных с определёнными признаками, – говорит соавтор работы Шай Карми (Shai Carmi) из Еврейского университета в Иерусалиме. – Но отбор эмбрионов с теми или иными характеристиками очень спорен, за исключением случаев, когда он связан с серьёзным заболеванием. [Эта идея] поднимает много вопросов, связанных с евгеникой и неравными возможностями".

Впрочем, учёные решили не рассуждать об этике, а выяснить, насколько вообще выполнима задача создать ребёнка "на заказ" сегодня.

Команда рассмотрела возможность выбора эмбрионов на основе двух черт, связанных с уже известными и изученными генами. Этими чертами стали интеллект и рост.

Учёные провели ряд компьютерных симуляций с гипотетическими эмбрионами, смоделированными по геномным профилям нескольких реальных пар. Предполагалось, что у каждой пары будет по десять эмбрионов на выбор.

На основании вариантов генов, присутствующих у эмбрионов, исследователи попытались предсказать IQ и рост для каждого взрослого человека в составе гипотетического потомства. Предполагалось, что эмбрион с наивысшей оценкой будет выбран для имплантации.

В результате оказалось, что "преимущества" гипотетических потомков были бы относительно небольшими. Для показателя IQ наибольшее увеличение составило бы три балла из ста. Что касается роста, то максимальная "прибавка" составляла бы три сантиметра. И даже эти "улучшения" невозможно гарантировать.

Это говорит о том, что существующих на сегодняшний день знаний о генах роста и интеллекта – притом, что эти знания довольно обширны, – недостаточно, чтобы осуществить отбор эмбрионов для ЭКО с существенными "преимуществами".

Обратим внимание, что в данном случае исследователи проводили моделирование с десятью гипотетическими эмбрионами от каждой пары. Между тем на практике специалисты по искусственному оплодотворению получают гораздо меньше жизнеспособных эмбрионов.

Когда авторы провели схожий эксперимент с пятью гипотетическими эмбрионами, оказалось, что "улучшения" составили бы лишь 2,5 балла для уровня интеллекта и 2,5 сантиметра для роста.

Чтобы удостовериться в том, что современные прогнозы с учётом различных вариантов генов не всегда точны, исследователи изучили генетические профили членов 28 многодетных семей.

В итоге оказалось, что в зрелом возрасте лишь 25% детей с наивысшим полигенным показателем роста были самыми высокими среди своих братьев и сестёр. При этом в пяти из 28 изученных семей дети с наибольшей генетической склонностью к высокому росту были ниже, чем в среднем их родственники.

Кроме того, важно учитывать, что учёные не способны предсказать, какое влияние на человека в детском и взрослом возрасте окажут негенетические факторы (социально-экономические, экологические и так далее). Специалисты отмечают, что в некоторых случаях внешние факторы могут быть даже более важны, чем генетические.

Основной вывод исследования, опубликованного в журнале Cell, прост: сегодня создание "дизайнерских" детей пока остаётся чем-то из области научной фантастики. Сколько времени потребуется на то, чтобы фантастика стала реальностью, – уже другой вопрос.