ГМ-бактерии будут искать взрывчатку под землёй

Учёные полагают, что использовать биодетекторы можно будет для обнаружения не только взрывчатых веществ, но и опасных загрязнителей воздуха или воды.

Американская военно-промышленная компания Raytheon разрабатывает генетически модифицированных микробов, способных обнаруживать взрывчатые вещества под землёй и сигнализировать об угрозе при помощи свечения.

Американская военно-промышленная компания Raytheon объявила о новом любопытном проекте. В соответствии с контрактом, подписанным с Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), специалисты компании в сотрудничестве с Вустерским политехническим институтом разрабатывают генетически модифицированные микроорганизмы для поиска взрывчатых веществ.

Исследователи зачислили в свой "поисковый отряд" два штамма бактерий, которые будут действовать в тандеме. Одни микроорганизмы будут работать под землёй, а вторые – на поверхности.

Для создания ГМ-бактерий исследователи используют методы синтетической биологии, модификации ДНК и информатики.

Бактерии проектируют таким образом, чтобы первый штамм, выявив присутствие взрывчатых веществ, взаимодействовал с "коллегами" на поверхности (вероятно, посредством определённых сигнальных молекул), и те начинали светиться. При этом свечение должно быть достаточно ярким, чтобы его было заметно с камер на беспилотниках (к слову, уже существуют дроны-сапёры, которые могут самостоятельно уничтожать мины).

"Мы уже знаем, что некоторые бактерии можно запрограммировать для обнаружения взрывчатых веществ, но под землёй [искать их] труднее, – рассказывает глава научной группы Эллисон Таггарт (Allison Taggart). – Мы ищем способы транспортировать бактерии-детекторы на необходимую глубину и затем создать такое свечение на поверхности, чтобы его было легко заметить".

В конечном итоге ГМ-бактерии планируется распылять над территорией, где предположительно присутствуют взрывчатые вещества. В случае обнаружения последних специалистам по зачистке будут отправляться оповещения с точными координатами места, где требуется начать работу.

Авторы исследования также отмечают, что в перспективе использовать новые биодетекторы можно будет для обнаружения не только взрывчатых веществ, но и опасных загрязнителей воздуха или воды.

Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о других любопытных разработках в этой области. Так, искать взрывчатые вещества специалистам поможет графен, саранча-киборг и напечатанный на 3D-принтере собачий нос.