Человекообразные обезьяны прошли тест на "теорию разума"

Большие человекообразные обезьяны способны предсказать поведение человека, опираясь на собственный опыт.

Фото Public Domain.

Лишь в возрасте четырёх-пяти лет дети начинают воспринимать переживания других людей и осознавать, что у них могут быть свои собственные убеждения и представления.

Фото с сайта pixabay.com.

Теория разума, которую иначе называют теорией понимания чужого сознания, – это, вероятно, то, что делает нас людьми.

Данная концепция описывает способность понимать как свои собственные переживания и убеждения, так и переживания других людей и осознавать, что они могут отличаться от наших собственных.

Такая способность психики развивается ещё в детском возрасте и позволяет объяснять и прогнозировать поведение окружающих, что крайне важно для развития здоровых навыков взаимодействия.

Долгое время считалось, что разумом обладают исключительно люди, хотя наши ближайшие родственники – приматы также демонстрируют в некоторых опытах признаки поведения, свойственного разумным существам.

До сих пор, однако, учёные не исключали, что обезьяны показывают такие результаты, ориентируясь в экспериментах на поведение человека, а не на понимание его сознания.

Для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе, Джозеф Колл (Josep Call) из Сент-Эндрюсского университета и его коллеги из Японии и Германии разработали особый тест для человекообразных обезьян. Профессор, к слову, уже много лет работает с этими животными, изучая эволюцию сознания.

Поясним, что обычно в подобных заданиях маленьким детям предлагают истории с перепрятыванием предметов. Классический пример – кукла Салли, которая убирает шарик в определённое место и уходит. Пока её нет, приходит другая кукла Энн и перепрятывает шар. Ребёнку задаётся вопрос: "Где Салли будет искать свой шарик, когда вернётся?". Малыши до четырёх лет, как правило, указывают на то место, куда Энн перепрятала предмет.

И только дети постарше понимают, что Салли ничего не знает о каверзах Энн и будет искать шарик там, куда сама его положила. То есть у детей возможность прогнозировать поведение других людей развивается только в раннем дошкольном возрасте. Именно тогда они начинают понимать, что у окружающих могут быть ложные убеждения.

Лишь в возрасте четырёх-пяти лет дети начинают воспринимать переживания других людей и осознавать, что у них могут быть свои собственные убеждения и представления.

Однако животным невозможно задать вопрос, поэтому эксперты несколько модифицировали данное задание.

На первом этапе 29 шимпанзе, 4 орангутана и 14 бонобо разделили на две почти равные группы.

Одной из них показали полупрозрачные ширмы из мелкой тканевой сетки и продемонстрировали, что предметы через неё видны. Второй группе предложили очень похожую, но непрозрачную перегородку из более плотной ткани.

Затем обезьяны смотрели видео. В нём человек наблюдал, как в одну из двух коробок, расположенных на переднем плане и перед ширмой, убирают предмет. Затем человек скрывался за барьером, уже знакомым животным по собственному опыту. При этом ноги экспериментатора были видны животным из-под перегородки, то есть учёные точно знали, что обезьяны отслеживают его присутствие.

После того как человек на видео пропадал за ширмой, предмет либо перемещался другим экспериментатором во вторую коробку, либо и вовсе удалялся с места действия.

По возвращении главный герой пытался решить, в какой же из двух коробок находится объект. При показе этой сцены учёные отслеживали движения глаз своих подопытных. Так они получали возможность проанализировать ожидания приматов относительно того, где человек на видео будет искать объект.

Обезьяны, которым перед просмотром видео показывали непрозрачный барьер, смотрели на ту коробку, где вещь была спрятана изначально.

Получается, что человекообразные участники испытаний помнили, что уже знакомая им перегородка, за которой прятался человек, была непрозрачна. Это для них означало одно: главный герой не мог видеть, что предмет унесли. Поэтому животные ожидали, что актёр будет искать его там, где объект был спрятан изначально.

Приматы, которым показывали полупрозрачный барьер, вели себя совсем иначе. Из собственного опыта они знали, что через ширму всё видно и поэтому осознавали, что человек, скрывшись за перегородкой, заметил, что вещь из коробки унесли.

В результате животные не смотрели ни на один из ящиков, просто оглядываясь по сторонам. Они вообще не ожидали, что актёр станет искать предмет.

Важно, что животные не просто следили за человеком на экране. Трекеры движения глаз зафиксировали, что приматы раньше актёра смотрели на коробку, в которой, как они ожидали, тот станет искать свою вещь.

Авторы работы уточняют, что проведённый эксперимент не является абсолютным доказательством того, что животные обладают теорией разума и понимают ложные убеждения другого.

Движения глаз, как правило, отражают множество сложных процессов, поэтому данный критерий нельзя считать стопроцентно надёжным, отмечают специалисты.

Тем не менее полученные результаты свидетельствуют, что человекообразные обезьяны в состоянии полагаться на свой опыт и восприятие (знание того, прозрачна ли перегородка), а не на поведение самого человека, чтобы предсказать его действия.

Результаты эксперимента профессора Колла и его коллег опубликованы в издании PNAS.

Добавим, что авторы "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) ранее рассказывали о том, как обезьян уличили в сокрытии измен и об их умении утешать друг друга совсем как люди.