В янтаре найден древнейший опылитель цветковых

Опылители вида Angimordella burmitina в представлении художника.

Иллюстрация Ding-hau Yang.

Фрагмент янтаря возрастом 99 миллионов лет сохранил останки жука, а также пыльцевые зёрна растения из группы эвдикот.

Фото Nanjing Institute of Geology and Palaeontology.

Опылители вида Angimordella burmitina в представлении художника.
Древние насекомые приступили к опылению цветковых растений на 50 миллионов лет раньше, чем считалось. Об этом свидетельствует редчайшая находка, описанная специалистами из США и Китая.

Новое исследование, проведённое учёными из США и Китая, предполагает, что древние насекомые начали опылять цветковые растения намного раньше, чем предполагалось.

К такому выводу пришли палеонтологи, изучившие жука, застывшего в бирманском янтаре. Это представитель недавно открытого вида Angimordella burmitina, древний родственник современных жуков-опылителей, известных как шипоноски.

В волосках на тельце насекомого, попавшего в липкую ловушку, исследователи обнаружили 62 пыльцевых зерна.

Их удалось рассмотреть при помощи конфокального лазерного сканирующего микроскопа. (Методика часто используется в подобных работах, поскольку из-за флуоресценции зёрна пыльцы очень хорошо выделяются на фоне тёмного "панциря" насекомого).

По словам палеоботаников, размер, форма, структура и другие параметры зёрен указывают на то, что эта древняя пыльца была предназначена для переноса насекомыми.

Вероятнее всего, пыльца принадлежала растению из группы под названием эвдикоты.

Между тем рентгеновская микрокомпьютерная томография древнего жука выявила у него характерные анатомические черты. Судя по форме тельца и головы, насекомое могло "заглядывать" во внутреннюю часть цветка, чтобы питаться нектаром, а также имело специальный ротовой орган для сбора и переноса пыльцы.

Всё это указывает на то, что A. burmitina, как и его потомки, являлся опылителем.

На самое любопытное – это возраст находки: он оценивается в 99 миллионов лет. Из этого следует, что опыление цветковых насекомыми началось как минимум на 50 миллионов лет раньше, чем предполагалось. До этого самые ранние физические доказательства опыления насекомыми цветковых относились к среднему эоцену.

Впрочем, палеонтологи и энтомологи полагают, что на самом деле существовали и более древние опылители, которые ещё ожидают своего открытия. (Например, к таким "первопроходцам" относят двухмиллиметровых насекомых, найденных в янтаре в 2012 году.)

Специалисты уверены, что именно опыление насекомыми было ключом к быстрому распространению цветковых растений в меловом периоде.

"Крайне редко и насекомое, и пыльца сохраняются в одном ископаемом фрагменте. Помимо того что это самое раннее прямое свидетельство опыления насекомыми цветковых растений, этот образец также прекрасно иллюстрирует совместную эволюцию растений и животных в течение этого периода времени", – резюмирует соавтор исследования профессор Дэвид Дилчер (David Dilcher) из Индианского университета в Блумингтоне.

Научная статья по итогам работы его команды опубликована в журнале PNAS.

Кстати, ранее выяснилось, что древние насекомые принимали участие в опылении задолго до появления цветковых растений. Также "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о древнейшей птице-опылителе и о том, как палеонтологи застали цветковые растения за актом размножения.