Математические способности детей не зависят от пола

Нейронная обработка математических понятий происходит у мальчиков и девочек с одинаковой скоростью, уверены исследователи.

Нейронная обработка математических понятий происходит у мальчиков и девочек с одинаковой скоростью, уверены исследователи.
Фото Global Look Press.

Ведущий автор работы Джессика Кантлон с одной из участниц исследования.

Ведущий автор работы Джессика Кантлон с одной из участниц исследования.
Фото Carnegie Mellon University.

Нейронная обработка математических понятий происходит у мальчиков и девочек с одинаковой скоростью, уверены исследователи.
Ведущий автор работы Джессика Кантлон с одной из участниц исследования.
Исследователи из США пополнили копилку научных работ, опровергающих распространённые стереотипы о "когнитивных неравенствах", обусловленных гендерными различиями. В частности, специалисты установили, что мозг мальчиков и девочек одинаково обрабатывает математические данные.

Американские исследователи пополнили копилку научных работ, опровергающих распространённые стереотипы о "когнитивных неравенствах" мужчин и женщин.

Хотя девочки обгоняют мальчиков по успеваемости во всём мире, способности прекрасного пола в некоторых сферах всё ещё традиционно занижаются. В частности, считается, что женщины не преуспевают в STEM-направлениях (наука, технологии, инженерия и математика) из-за нехватки соответствующих способностей.

Чтобы развеять этот миф, команда под руководством профессора Джессики Кантлон (Jessica Cantlon) из Университета Карнеги – Меллона решила провести ряд испытаний.

В первом приняли участие 55 девочек и 49 мальчиков в возрасте от трёх до десяти лет. Нейробиологи использовали функциональную магнитно-резонансную томографию, чтобы отследить активность мозга детей, пока те просматривали обучающее видео о началах арифметики, таких как подсчёт и сложение.

Затем специалисты сравнили результаты сканирования мозга мальчиков и девочек, чтобы выявить характерные сходства и различия.

Кроме того, команда сравнила визуализацию мозга детей и 63 взрослых (25 женщин и 38 мужчин), которые смотрели те же обучающие видеоролики.

В результате авторы не обнаружили различий в развитии мозга девочек и мальчиков, не заметили разницы в обработке новых математических навыков и даже в том, насколько испытуемые были вовлечены в просмотр обучающих видеороликов.

Также учёные не нашли гендерных различий между математическими способностями и показателями зрелости мозга добровольцев. Кроме того, этот эксперимент показал, что зрелость мозга мальчиков и девочек была эквивалентна показателям взрослых мужчин или женщин.

Фактически у девочек и мальчиков были статистически эквивалентные уровни зрелости нейронов по всему мозгу, что позволяет предположить, что нейронная обработка математических понятий происходит у них с одинаковой скоростью, пишут специалисты.

Ведущий автор работы Джессика Кантлон с одной из участниц исследования.

В другом испытании приняли участие 50 девочек и 47 мальчиков в возрасте от трёх до восьми лет. Они прошли стандартизированный тест на выявление математических способностей.

Сравнив результаты, авторы работы заключили, что математические способности у детей были одинаковыми и не зависели от пола в разных возрастных группах.

"Наука не совпадает с "народными верованиями". Мы видим, что детский мозг функционирует одинаково вне зависимости от пола", – резюмирует профессор Кантлон.

По её мнению, само общество, гендерные стереотипы и особенности воспитания "отталкивают" девушек и молодых женщин от STEM-направлений.

Так, предыдущие исследования показали, что родители мальчиков посвящают больше времени играм, связанным с пространственным познанием, чем родители девочек. Многие учителя на уроках математики уделяют больше внимания мальчикам и чаще "делают на них ставку", предсказывая последующие достижения в математике. А дети часто понимают или интуитивно угадывают, каких результатов в той или иной области взрослые ожидают от них. (Впрочем, даже несмотря на это, женщины добиваются выдающихся результатов в точных науках.)

В дальнейшем команда намерена расширить это исследование: изучить более широкий спектр математических навыков детей и отследить развитие их способностей в течение длительного периода времени.

Научная статья по итогам этой работы представлена в журнале Science of Learning.

Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, какой ещё фактор порождает миф о физиках-мальчиках и лириках-девочках.

Также мы рассказывали о другом стереотипе, который часто вредит карьере женщин, и о том, как улучшить математические способности детей.