Не одно, так другое: дезинфекция домов убивает бактерии, но освобождает место для грибов

Обилие моющих средств привело к тому, что место бактерий в жилищах людей стали занимать не менее опасные грибы.

Тщательная уборка дома избавляет его от множества вредоносных микроорганизмов. Но это так лишь отчасти. Как выяснили исследователи из США, уничтожение одних микроорганизмов приводит к росту других.

Не секрет, что чистящие средства эффективно уничтожают бактерии. Но, как оказалось, они же освобождают место для грибов, выяснили учёные из Университета Оклахомы.

Исследователи из США сравнили микробное разнообразие четырёх разных локаций Перу и Бразилии: от хижин, расположенных в тропическом лесу, до городских квартир в бразильском городе Манаус.

Образцы были взяты со стен, полов и столешниц. Кроме того, специалисты изучили соскобы с кожи домашних животных и людей.

Выяснилось, что бактериальное разнообразие в городской среде было намного меньше, чем в сельской местности. Что интересно, количество так называемых хороших бактерий, некоторые из которых обитают в кишечнике людей, также было ниже.

А вот грибковое разнообразие в этих же жилищах было выше. Среди них были грибы рода Malassezia, который, к слову, включает штаммы, вызывающие большинство кожных заболеваний у людей, в том числе перхоть и себорейный дерматит.

По мнению исследователей, такая неприятная "замена" определяется применением чистящих средств, которые нацеливаются преимущественно на бактерии. Грибы же имеют толстые клеточные стенки, и уничтожить их гораздо труднее, чем обычные бактерии. Кроме того, жилища в городской среде задерживают углекислый газ и менее освещены, что создаёт гостеприимную среду для грибов.

Что интересно, описанные выше различия были также обнаружены и на коже людей.

"Возможно, [моющие средства] уничтожают все бактерии, в результате чего для грибов освобождается больше места для роста. Возможно, [грибы] также становятся более устойчивыми к чистящим средствам, которые мы используем", – рассуждает биохимик из Университета Оклахомы Лаура-Изобел Макколл (Laura-Isobel McCall).

В ходе данной работы исследователи также проанализировали содержание химических веществ в жилищах. Оказалось, что в городских домах их больше, чем в сельских. В основном это были составляющие строительных материалов, лекарств и средств личной гигиены.

Как подытоживают специалисты, дезинфекция домов никогда не будет идеальной: стоит уничтожить одних микробов, как на их место придут другие. Поэтому излишне увлекаться визуальной чистотой не стоит.

Научная статья по итогам работы опубликована в издании Nature Microbiology.

К слову, ранее исследователи выявили связь между наличием в домах плесени и головной болью и определили, что в богатых домах живёт больше жуков и пауков. Также мы рассказывали о том, что губку для мытья посуды "захватывают" миллиарды микробов, которым не страшен даже кипяток.

Кроме того, авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о "личном облаке" загрязняющих веществ человека, о том, как много микробов может быть в бороде мужчин, и том, чем опасны для людей испражнения постельных клопов.