С трёх нот: учёные выяснили, как быстро мозг может распознать знакомую мелодию

Исследователи выяснили, насколько быстро мозг реагирует на знакомую мелодию.

Фото Global Look Press.

Учёные выяснили, насколько быстро люди способны распознавать знакомую мелодию. Среди прочего исследования такого рода могут помочь людям с деменцией улучшить свои когнитивные способности.

Человеческий мозг способен распознать знакомую песню в мгновение ока, в течение всего 100-300 миллисекунд, выяснили специалисты из Университетского колледжа Лондона. Полученные результаты, как пишут учёные, показывают, насколько глубоко любимые песни укореняются в человеческой памяти.

В рамках недавней работы исследователи хотели выяснить, насколько быстро мозг реагирует на знакомую музыку и какие процессы способствуют её распознаванию.

В музыкальном эксперименте участвовали пять мужчин и пять женщин. Каждый из них предоставил учёным пять знакомых им песен.

Для чистоты эксперимента исследователи выбрали одну из них и нашли произведение, похожее на неё по темпу, мелодии, вокалу и используемым инструментам. При этом вторая мелодия не была знакома испытуемым.

После этого участники эксперимента прослушивали порядка ста коротких фрагментов как знакомой, так и незнакомой песни. Все фрагменты звучали в случайном порядке.

Что важно, в исследовании также принимали участие иностранные студенты, которым не была знакома ни одна из песен используемого плейлиста.

В общей сложности участники прослушали примерно 400 секунд музыкальных произведений.

Для отслеживания реакции на знакомые и незнакомые песни исследователи использовали два метода: электроэнцефалографию (ЭЭГ), которая регистрирует электрическую активность в головном мозге, и пупиллометрию – метод исследования, при котором регистрируется диаметр зрачка и динамика его изменения.

Выяснилось, что человеческий мозг, прослушивания песни, может распознавать знакомые мелодии всего за 100 миллисекунд (0,1 секунды). Среднее время распознавания составило 100-300 миллисекунд.

Если человек узнавал мелодию, то его зрачки быстро расширялись, что, вероятно, было связано с повышенным возбуждением, которое сопровождало узнавание песни. После этого специалисты наблюдали активацию определённых областей мозга, связанных с "извлечением информации из памяти".

Незнакомые мелодии не приводили к подобным реакциям. Что интересно, специалисты не наблюдали подобных изменений у участников контрольной группы, поскольку все мелодии им были незнакомы.

"Наши результаты показывают, что распознавание знакомой музыки происходит удивительно быстро", – говорит ведущий автор работы профессор Мария Чейт (Maria Chait).

По её словам, понимание того, как мозг распознаёт знакомые мелодии, может помочь разработать и усовершенствовать различные музыкальные терапевтические процедуры.

"Например, растёт интерес к использованию музыки для того, чтобы "достучаться" до пациентов с деменцией (приобретённым слабоумием – прим.ред.), у которых сохраняется память о музыкальных произведениях, несмотря на проблемы с памятью в целом", – объясняет исследовательница.

Специалисты считают, что точное определение нейронного пути и процессов, которые помогают нам распознавать музыку, может дать ключ к пониманию основы этого явления.

Научная статья по итогам работы опубликована в издании Scientific Reports.

К слову, ранее специалисты выяснили, как быстро мозг распознаёт изображения.

Кроме того, авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о том, что музыка приносит удовольствие из-за оправдания надежд, но, как ни странно, вредит креативности.

Писали мы и о том, почему та или иная мелодия порой намертво "застревает" в голове, а также о том, как музыка помогает достраивать мозг недоношенных младенцев.