Что-то напоминает: астрономы рассказали, как выглядит межзвёздная комета

Новый межзвездный гость, комета 2I/Borisov, если и поразила учёных, то своей похожестью на кометы Солнечной системы.

Фото Gemini Observatory/NSF/AURA.

Изображение, полученное телескопом Джемини 10 сентября 2019 года.
Комета, открытая астрономом-любителем Геннадием Борисовым, стала вторым межзвёздным объектом после астероида Оумуамуа. Но, что интересно, характеристики "пришельца" не показались польским специалистам необычными. Более того, комета напомнила астрономам некоторые объекты Солнечной системы…

Комета, открытая астрономом-любителем Геннадием Борисовым, стала вторым межзвёздным объектом после астероида Оумуамуа, о чём авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) подробно рассказывали. Но, что интересно, характеристики "пришельца" не показались специалистам из Ягеллонского университета необычными. А всё потому, что комета 2I/Borisov (C/2019 Q4) во многом похожа на некоторые объекты Солнечной системы.

На протяжении многих лет астрономы полагали, что пространство между звёздами может быть заселено кометами и астероидами, "выброшенными" из своих родных планетных систем.

Открытие астероида Оумуамуа подтвердило эту гипотезу. Спустя некоторое время после визита этого "пришельца" группа польских учёных создала компьютерную программу под названием Interstellar Crusher ("Межзвёздная дробилка"). Последняя неустанно изучала данные о вновь найденных кометах и астероидах в поисках гостей издалека.

8 сентября 2019 года программа оповестила исследователей о возможном появлении нового объекта из межзвёздного пространства.

Изображение, полученное телескопом Джемини 10 сентября 2019 года.

"Этот код был написал специально для этой цели, и мы действительно надеялись получить это сообщение в один прекрасный день. Но мы не знали, когда это случится", – прокомментировал событие руководитель работы Пётр Гузик (Piotr Guzik).

Поясним, что изначально комета 2I/Borisov была замечена Геннадием Борисовым, который зафиксировал необычный объект, наблюдая за звёздным небом в собственной обсерватории в Крыму (в августе 2019 года). Как стало известно теперь, это произошло за неделю до того, как он был обнаружен системами польских специалистов.

Небесное тело не обращается вокруг Солнца по эллипсу, как все тела Солнечной системы, а пролетает мимо него по гиперболе и никогда не вернётся. Таким образом, комета стала вторым известным на сегодняшний день межзвёздным гостем.

"Оумуамуа выглядел как астероид, но 2I/Borisov – это комета, у неё имеется определённый хвост и кома, – отметил соавтор работы Михаль Драхус (Michal Drahus) в интервью изданию Gizmodo. – Это важно, поскольку многие предполагали, что межзвёздное пространство должно быть занято в основном кометами".

Спустя два дня после получения сообщения об обнаружении необычного объекта польские учёные уже изучали его первые изображения, полученные при помощи телескопа Уильяма Гершеля (William Herschel Telescope), установленного в Испании.

Но небесное тело удивило их только своей орбитой, которая однозначно показала, что оно прибыло из другой планетной системы. В остальном же комета 2I/Borisov оказалась ничем не примечательной, пишут учёные.

Выяснилось, что она покрыта большим количеством пыли, имеет красноватый оттенок и твёрдое ядро радиусом около одного километра.

"Судя по исходным характеристикам, этот объект кажется неотличимым от комет родной нам Солнечной системы", – говорит Гузик.

"2I/Borisov – это объект, который выглядит удивительно знакомым для нас", – добавляет Драхус. Его практически нельзя отличить от типичных комет Солнечной системы. На его фоне Оумуамуа выглядит намного более интересным объектом.

Несмотря на небольшое разочарование, нельзя сказать, что полученные данные являются бесполезными.

"Такая информация показывает нам, что кометы в других планетных системах сформировались аналогичным образом, что и в нашей Солнечной системе", – объясняет сотрудник Университета Аризоны Кэтрин Волк (Kathryn Volk), которая не участвовала в работе.

В будущем польские специалисты надеются получше изучить гостя по мере его приближения к Солнцу.

Результаты исследования опубликованы в издании Nature Astronomy.

К слову, ранее учёные проверили, является ли Оумуамуа инопланетным кораблём. Авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) также писали об органических веществах на Оумуамуа, о звёздах, с которых он мог прилететь, и о том, какой процесс мог отправить его в столь впечатляющее путешествие.