Подводный вулкан Богослов извергал пузыри размером со стадион

Вулкан Богослов знаменит своими подводными извержениями.

Фото Gabrielle Tepp/Alaska Volcano Observatory/U.S. Geological Survey.

Геофизики зафиксировали на Алеутских островах грандиозное по масштабам, но малоизученное явление.

Геофизики зафиксировали на Алеутских островах грандиозное малоизученное явление. Подводный вулкан Богослов извергал пузыри раскалённого газа диаметром в несколько сотен метров. Как сообщается, проведённые учёными измерения помогут лучше понять природу подводных вулканов.

Подробности изложены в научной статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

Подводных вулканов на Земле в десятки раз больше, чем наземных. Это связано не только с тем, что океан занимает более 70% поверхности планеты, но и с тем, что океаническая кора намного тоньше материковой.

Вместе с тем подводные вулканы изучены гораздо хуже наземных. Это и понятно: до них куда сложнее добраться, а добравшись, трудно быстро эвакуироваться, если что-то пошло не так. Поэтому большинство подводных вулканов не снабжено даже автоматической аппаратурой.

Между тем подводные огнедышащие горы весьма интересны с научной точки зрения. Кроме того, они представляют опасность для судов и самолётов. Поэтому так важно их изучать.

На этот раз геофизики из США собрали уникальные данные об извержениях вулкана Богослов (русскоязычное название этот объект получил в эпоху, когда Аляска вместе с Алеутскими островами принадлежала России). К слову, прошлые извержения сформировали вокруг него небольшой остров.

С 9 января по 10 июля 2017 года под поверхностью воды произошло восемь взрывных извержений. Ближайшие к вулкану инфразвуковые датчики, расположенные в 59 километрах, зафиксировали во время этих событий 252 отдельных хлопка. Подчеркнём, что речь идёт об инфразвуке, распространявшемся в воздухе, а не в воде. Для человеческого уха этот грохот был неразличим из-за слишком низкой частоты звука (менее одного герца).

Что же стало источником этих звуков? Как полагают исследователи, причина вот в чём. Когда изливавшаяся лава касалась холодной морской воды, она быстро остывала и затвердевала. Получался купол, непроницаемый для вулканических газов.

Под ним возникал пузырь, состоящие из водяного пара, а также углекислого и сернистого газов (это классический состав испарений вулканической лавы). Давление в пузыре росло, пока твёрдую пробку просто не срывало с жерла. Пузырь лопался, находясь частично в воде, а частично в воздухе. Именно в этот момент и происходил инфразвуковой хлопок. Затем изливалась свежая порция лавы, она снова затвердевала, и процесс повторялся.

Каких размеров достигал пузырь, прежде чем, так сказать, сорвать крышку? Авторы провели компьютерное моделирование, опираясь на записи инфразвуковых датчиков. Оказалось, что самые крупные пузыри имели диаметр до 440 метров. Для сравнения: купол Национального стадиона в Сингапуре, являющийся самым большим в мире рукотворным куполом, в диаметре достигает только 310 метров.

Впрочем, даже такой размер пузырей нельзя назвать рекордным для подводных вулканов. Случались у океана вздутия и пограндиознее (наблюдатели и раньше сообщали о подобных явлениях). Однако в новом исследовании размеры пузыря впервые были оценены при помощи данных бесстрастных геофизических приборов, а не глаз изумлённых очевидцев.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, как на активность подводных вулканов влияет климат. Также мы рассказывали о том, какую роль морские огнедышащие горы могли сыграть в зарождении жизни.