В Помпеях нашли фреску с окровавленным гладиатором

Фреска изображает традиционный гладиаторский поединок.

Фото Press Office of the Pompei Archa.

Помещение, где найдены фрески, вероятно, являлось таверной.

Фото Press Office of the Pompei Archa.

Археологи обнаружили в Помпеях прекрасно сохранившуюся фреску, изображающую бой гладиаторов. Помещение, где было найдено изображение, скорее всего, было таверной, в которой часто отдыхали эти бойцы. Как считают историки, питейное заведение могло быть совмещено с домом терпимости.

Фреска имеет размеры 1,12×1,5 метра и выполнена в красном, синем и золотом тонах. Она изображает один из самых распространённых видов гладиаторских боёв: поединок мурмиллона и фракийца. Последнее слово в данном случае означает не национальность, а тип экипировки бойца, напоминающий, впрочем, традиционное фракийское снаряжение.

Мурмиллон (Murmillo) явно выходит из схватки победителем. На его теле не видно ран. Он стоит прямо и уверенно, высоко подняв прямоугольный изогнутый щит в левой руке. Правая рука, отведённая назад, сжимает короткий меч гладиус. Такими мечами и щитами традиционно вооружалась римская пехота. На голове мурмиллона шлем с широкими полями и забралом. Предплечье правой руки закрыто наручем. Короткие поножи защищают лишь левую ногу ниже колена. Торс бойца обнажён, чтобы продемонстрировать любителям кровавых зрелищ впечатляющие мускулы, а бёдра скрыты набедренной повязкой. Всё это – классическое облачение мурмиллона.

Его побеждённый соперник экипирован как фракиец (Thraex). На голове у него шлем, ноги защищены высокими поножами. Рядом на земле лежит щит, похожий на щит мурмиллона. Торс бойца также обнажён. В правой руке он сжимает своё обычное оружие: кривой кинжал.

Гладиатор явно теряет силы. Древний художник эффектно изобразил потоки крови из ран на груди и правом запястье фракийца. Он стоит, накренившись в сторону, противоположную от противника. В его позе чувствуется напряжение. Кажется, он вот-вот упадёт на землю.

"Фракиец делает жест рукой, возможно, прося пощады", – уточняет руководитель раскопок Массимо Озанна (Massimo Osanna).

На всякий случай поясним, что по желанию зрителей мурмиллион мог пощадить свою жертву или же добить её. На фреске нет никаких указаний на то, чем закончилась эта конкретная схватка.

Помещение, где найдены фрески, вероятно, являлось таверной.

Помещение, в котором найдена фреска, вероятно, было таверной, часто посещаемой гладиаторами. Она находилась в подвале (сохранились следы ведущей в него деревянной лестницы). Наземный этаж мог быть жилищем трактирщика или же домом плотских утех (в Римской империи тех времён часто встречались оба варианта).

Находка была сделана в районе археологического памятника, обозначаемом как Regio V. Он пока не открыт для широкой публики, так как учёные продолжают там свою работу.

Напомним, что гладиаторские бои были изобретены этрусками в VI веке до нашей эры и, видимо, происходили от похоронных жертвоприношений. Бои устраивались только на похоронах знати, куда простые люди не допускались. В Рим эта традиция проникла тремя столетиями позже. В 105 году до нашей эры гладиаторские бои официально стали публичным зрелищем. С тех пор их популярность, массовость и жестокость непрерывно росла.

Город Помпеи был похоронен под слоем вулканического пепла в 79 году нашей эры. Катастрофа, обрекшая жителей на мучительную смерть, законсервировала город, предохранив его от медленного разрушения временем. Поэтому Помпеи стали сокровищницей для археологов, а заодно и туристической меккой. В 2018 году памятник посетило более 3,6 миллиона человек. Таким образом, он стал самым популярным объектом в Италии после Колизея.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, как археологи сдвинули дату того самого извержения Везувия. Мы рассказывали также о найденном там "кладе колдуньи" и заведении быстрого питания.