Палеобиологи изучили уникальный скелет древней акулы

Окаменелость, найденная в горах Марокко, позволила определить особенности строения и стратегии питания древнего хищника.

Фото Linda Frey, Christian Klug/Palaontologische Institut und Museum, Universitat Zurich.

По найденным останкам учёные восстановили предполагаемый облик фебодуса.

Иллюстрация L. Frey et al./Proc. R. Soc. B.

По найденным останкам учёные восстановили предполагаемый облик фебодуса.
Первый в своём роде ископаемый скелет малоизученной акулы восполнил большой пробел в представлениях учёных о древнейших обитателях морских глубин.

Зубы акулы – довольно часто встречающаяся окаменелость. Однако скелеты их владельцев, сохранившиеся хотя бы отчасти, являются исключительно редкой находкой.

Это связано с тем, что они состоят из мягких хрящей, которые, в отличие от костей, не превращаются в окаменелости со временем. Они попросту бесследно разрушаются.

В результате исследователям практически ничего не известно о том, как выглядели многие ранние акулы, населявшие просторы океана задолго до огромных мегалодонов.

Но недавно палеобиологи из Цюрихского университета сообщили об удивительной находке в горах Антиатласа в Марокко. Они обнаружили практически полный окаменелый скелет древней примитивной акулы.

До сих пор единственным свидетельством существования этого давно вымершего хищника рода фебодус (Phoebodus) были зубы необычной формы, которые иногда попадали в руки учёных.

И вот наконец группе исследователей под руководством профессора Кристиана Клуга (Christian Klug) выпала редкая возможность восстановить облик древнего обитателя морей.

Важную роль в этом событии сыграло крайне удачное стечение обстоятельств. Дело в том, что останки возрастом 360-370 миллионов лет были обнаружены в местности, где раньше было морское мелководье.

В таких местах циркуляция воды довольно слабая, а содержание кислорода низкое. Подобные условия надёжно защитили тела умерших хищников от сильных течений, падальщиков и бактерий.

Проведя компьютерную томографию найденных останков, биологи выяснили, что метровое тело зверя по своему строению напоминало современного угря, а его длинная морда была похожа на голову плащеносной акулы, населяющей глубины океана по сей день.

По найденным останкам учёные восстановили предполагаемый облик фебодуса.

Стратегия питания вымершего морского хищника также походила на способ охоты плащеносной акулы.

Подобно своему современному собрату, древняя плотоядная рыба обладала острыми зубами конической формы, направленными внутрь. Они позволяли схватить добычу мёртвой хваткой и постепенно её проглотить.

Кстати, по словам экспертов, современные акулы редко используют тот же приём. Поймав добычу, они просто разрывают свой трофей на части, прежде чем съесть.

Специалисты надеялись, что они также разберутся в том, как двигалась эта акула. Но, к сожалению, в найденном уникальном скелете отсутствует хвостовой плавник, который мог бы многое поведать учёным на сей счёт.

Тем не менее эксперты продолжают изучать поистине драгоценный экземпляр. Возможно, в скором времени мы узнаем и другие интересные подробности жизни этого удивительного вымершего существа.

Научная работа швейцарский группы исследователей опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Ранее авторы "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о необычных стратегиях выживания древних животных и суперхищниках далёкого прошлого, а также о современных весьма необычных видах акул.