На потенциально обитаемой планете впервые обнаружили воду

На планете K2-18b есть вода, а температура комфортна для жизни в том виде, в котором мы её знаем.

Иллюстрация ESA/Hubble, M. Kornmesser.

Астрономы впервые обнаружили водяной пар в атмосфере экзопланеты, на которой возможно существование жизни. Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Речь идёт о мире K2-18b, открытом в 2015 году. Он обращается вокруг звезды K2-18, расположенной в 110 световых годах от Солнца в созвездии Льва. "Год" на этой планете длится всего 33 земных дня. Однако, поскольку её светило – маленький и холодный красный карлик, температура на K2-18b допускает существование жизни.

На возможную обитаемость намекает и то, что небесное тело является суперземлёй, а не заведомо безжизненным газовым гигантом. Масса планеты превышает земную в восемь раз.

"Обнаружение воды в потенциально обитаемом мире, отличном от Земли, невероятно будоражит, – признаётся первый автор статьи Ангелос Циарас (Angelos Tsiaras) из Университетского колледжа Лондона. – K2-18b – это не "Земля 2.0", так как она значительно тяжелее и имеет другой состав атмосферы. Однако это [открытие] приближает нас к ответу на фундаментальный вопрос: уникальна ли Земля?".

Отметим, что планеты, по массе обгоняющие Землю, но уступающие Нептуну, – самый распространённый тип миров в Галактике (насколько известно на данный момент). А красные карлики составляют более 70% звёзд. Так что система K2-18b в некотором смысле очень типична, и обнаружение на ней воды даёт надежду, что океаны плещутся во всех уголках Млечного Пути.

Однако напрямую обнаружить живительную влагу не так просто. Суперземли относительно малы, да и температура, при которой может существовать жидкая вода, тоже не столь уж высока. Всё это затрудняет исследование состава атмосферы.

Ранее астрономы уже наблюдали облако водяного пара вокруг скалистой планеты. Однако в этом случае речь шла не об атмосфере самого мира, а о ближнем космосе. И, скорее всего, вода покидала планеты, слишком горячие для живых организмов.

Новое открытие состоялось благодаря архивным данным "Хаббла" за 2016 и 2017 годы. Авторы заново проанализировали их с помощью специально разработанных программ (с открытым исходным кодом).

Компьютер обнаружил в спектре излучения звезды, просвечивающих атмосферу планеты, следы водяного пара и молекулярного водорода.

Эксперты считают, что в газовой оболочке планеты могут присутствовать также азот и метан, но на сегодняшний день нет технической возможности их обнаружить. Более подробно изучить атмосферу потенциально обитаемого мира помогут будущие миссии.

Как обычно, не обошлось без ложки дёгтя. K2-18 – красный карлик, а эти звёзды знамениты своими вспышками, куда более частыми и мощными, чем солнечные. Ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали, что такая активность светила может угрожать жизни на планетах. Вместе с тем она не исключает наличия биосферы, а в самых оптимистичных сценариях даже поможет её обнаружить.