Миф о физиках-мальчиках и лириках-девочках порождается длительностью экзамена

С длительными испытаниями по математике и естественным наукам девочки справляются не хуже мальчиков.

С длительными испытаниями по математике и естественным наукам девочки справляются не хуже мальчиков.
Фото Global Look Press.

Считается, что девочкам лучше даются гуманитарные науки, а удел мальчиков – естественно-научные и технические дисциплины. Однако новое исследование показывает, что это лишь стереотип, на формирование которого мог повлиять один фактор – длительность экзаменов.

Учёные из Испании и Нидерландов подвели итоги исследования, актуального для начала нового учебного года.

Специалисты сравнили показатели учащихся на экзаменах по математике, естественным наукам и чтению. Оказалось, что девочки обычно имеют более высокие оценки по гуманитарному предмету, а вот мальчики более сильны в математике и естественных науках.

Но самое любопытное, что так называемый гендерный разрыв сокращается, если экзамены длятся более двух часов. С такими испытаниями по всем предметам девочки справляются не хуже мальчиков.

На первом этапе исследования авторы проанализировали данные Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), полученные в 2006, 2009, 2012 и 2015 годах в 74 странах. Поясним, что речь идёт о стандартизированных тестах, которые проводятся каждые три года для оценки успеваемости 15-летних учеников по математике, естественным наукам и чтению.

Выяснилось, что у девочек были более высоки результаты в тестах по чтению, в то время как мальчики превзошли сверстниц в математике и естественно-научных предметах.

Однако в баллах за экзамены по математике и естественным наукам, которые длились более двух часов, гендерный разрыв сократился или вовсе "обратился вспять" (то есть девочки превзошли мальчиков). Такая тенденция наблюдалась более чем в 20% стран.

На следующем этапе авторы сравнили показатели работоспособности мальчиков и девочек, выполнивших в общей сложности 441 тест по математике различной длины.

Опять же, исследователи обнаружили, что в баллах за "марафонские" тесты у мальчиков и девочек разрыв был меньше, чем в баллах за "спринтерские" испытания.

"Наше исследование показывает, что девочки сильны в [таких] испытаниях, что в значительной степени игнорируется, но [на самом деле] заслуживает признания. Гендерные различия в результатах тестов по математике и естественным наукам обычно воспринимаются как женская слабость. Результаты этого исследования могут служить противовесом стереотипам, сформированным этим восприятием", – отметил в интервью Newsweek соавтор исследования Маттейс Остервен (Matthijs Oosterveen) из Университета имени Эразма Роттердамского в Нидерландах.

Кстати, учёные выдвинули сразу три гипотезы, объясняющие, почему девочки показывают более высокие результаты в продолжительных тестах.

Во-первых, у них может быть больше самодисциплины, меньше поведенческих проблем, меньше самоуверенности и более серьёзное отношение к обучению, предполагают авторы научной статьи.

Вторая причина, возможно, заключается в том, что учащиеся мужского и женского пола могут придерживаться разных стратегий при прохождении теста. Эта версия подкрепляется предыдущими исследованиями, показавшими, что женщины лучше мужчин планируют свои действия (а тайм-менеджмент, или умение чётко и оптимально распределять своё время, помогает и при решении задач).

Наконец, ещё одна причина может заключаться в том, что девочки способны лучше удерживать концентрацию на протяжении длительного экзамена.

В статье, опубликованной в журнале Nature Communications, авторы выдвинули ещё одно любопытное предположение. По их мнению, полученные результаты могут объяснить, почему в сфере STEM (наука, технологии, инженерия и математика) работает меньше женщин, чем мужчин.

Дело в том, что результаты стандартизированных тестов по соответствующим дисциплинам во многих странах влияют на дальнейший выбор специальности в вузе (от оценок зависят шансы на зачисление) и, соответственно, построение карьеры. Возможно, важным фактором является продолжительность экзаменов: в менее длительных испытаниях мальчики в среднем набирают больше баллов, чем девочки.

Авторы работы полагают, что во многих случаях результаты стандартизированных тестов не дают представления об истинных способностях учащихся. А разработка экзаменов с учётом новых данных может помочь системам образования снизить "бремя" гендерного неравенства в изучении предметов STEM-направлений.

Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, что девочки обгоняют мальчиков по успеваемости во всём мире, однако способности прекрасного пола в некоторых сферах всё ещё традиционно занижаются. Другое любопытное исследование показало, что успеваемость мальчиков в школах зависит от числа одноклассниц.