Самый большой в мире электромобиль почти не требует зарядки

Грузовик, вероятно, является самым большим электромобилем в мире.

Грузовик, вероятно, является самым большим электромобилем в мире.
Фото Edumper.

Самосвал способен перевозить до 65 тонн груза.

Самосвал способен перевозить до 65 тонн груза.
Фото eMining Switzerland.

Грузовик, вероятно, является самым большим электромобилем в мире.
Самосвал способен перевозить до 65 тонн груза.
Грузовик, способный перевозить груз весом 65 тонн, претендует на звание самого большого в мире электромобиля. Он работает исключительно на электрической тяге, но при этом его аккумулятор почти не надо подзаряжать. Расскажем, как инженерам удалось создать такое чудо, не нарушив законов физики.

Грузовик eDumper, способный перевозить груз весом 65 тонн, претендует на звание самого большого в мире электромобиля. Он работает исключительно на электрической тяге, но при этом его аккумулятор почти не надо подзаряжать.

Как инженерам удалось создать такое чудо, не нарушив законов физики? Дело тут не только в конструкции самосвала, но и в том, где он вышел на трассу.

Авто, получившее название Lynx, призвано обслуживать карьер по добыче мергеля в кантоне Берн в Швейцарии. Район добычи находится выше завода по переработке. Дорога "из пункта А в пункт Б" проходит под уклоном 13% (примерно 7,4°).

Такого уклона достаточно, чтобы грузовик мог двигаться вниз накатом. Колёса вращаются сами под действием тяжести машины, к тому же водителю приходится ещё и притормаживать. Вот здесь и начинается самое главное. При работе обычной системы торможения энергия движения автомобиля впустую тратится на нагрев его деталей. Однако "умные" тормоза Lynx используют её для подзарядки аккумулятора.

Полученной энергии почти достаточно для того, чтобы 45-тонный самосвал проделал обратный путь в гору на собственном электродвигателе. Таким образом, на перевозку тратится в основном потенциальная энергия, которой грузовик обладает просто потому, что находится выше пункта назначения.

С точки зрения затрат энергии такая схема почти так же экономна, как идея просто спустить добытый материал вниз по склону в бочке. Но таким движением было бы невозможно управлять, а разогнавшийся сверх меры груз представлял бы большую опасность. Электросамосвал же позволяет осуществить перевозку плавно и безопасно, но по-прежнему почти без энергозатрат.

Правда, аккумулятор грузовика всё же приходится иногда подзаряжать. К слову, он литиево-ионный и способен хранить до 700 киловатт-часов. Эта батарея весит 4,5 тонны и является самым большим автомобильным аккумулятором в мире.

Грузовик построен на базе самосвала Komatsu HD 605-7. Инженеры заменили дизельный двигатель на электрический, переделали тормозную систему и внесли некоторые другие изменения.

Планируется, что Lynx проработает не менее десяти лет и будет перевозить 300 тысяч тонн камня в год. Как отмечает журнал Spiegel, электросамосвал примерно в 2,5 раза дороже своего дизельного прототипа. Но за этот срок он должен окупиться за счёт цены сэкономленного топлива. Ведь обычный грузовик такой грузоподъёмности в год потреблял бы 50 тысяч литров горючего. Конечно, на горизонтальных трассах, где придётся заряжать аккумулятор "на всю катушку", картина с окупаемостью разработки будет менее радужной.

Самосвал способен перевозить до 65 тонн груза.

Зато авто приносит несомненную пользу с экологической точки зрения. Каждый год работы такого же грузовика с дизельным двигателем приводил бы к выбросу в атмосферу 130 тонн углекислого газа. Напомним, что автомобили являются одними из главных "поставщиков" CO2, уровни которого регулярно обновляют рекорды.

Добавим, что обновлённое транспортное средство является совместной разработкой нескольких научных учреждений Швейцарии.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о новом электромобиле, у которого всё, от двигателя до руля, спрятано в колесе. Также мы писали о круизном лайнере с электродвигателем и рекордно вместительном гибридном самолёте.