Создан первый беспроводной имплантат для непрерывной доставки лекарств и воздействия светом на клетки мозга

Новое устройство обеспечит целевое воздействие на конкретные участки мозга.

Фото KAIST.

В ходе экспериментов на мышах команда протестировала метод управления устройством при помощи приложения для смартфона.

Фото KAIST.

Новое устройство обеспечит целевое воздействие на конкретные участки мозга.
Управление новой системой можно будет осуществлять с помощью простой программы на смартфоне.

Исследователи из Южной Кореи и США разработали мозговой имплантат, которым можно управлять с помощью смартфона.

Это первое беспроводное устройство, способное в течение длительных периодов времени обеспечивать доставку лекарств и воздействие света разных цветов.

Напомним, что в последнее время многие специалисты изучают медицинский потенциал оптогенетики. Суть такой терапии заключается в изменении "поведения" определённых клеток мозга посредством воздействия на белки, чувствительные к свету. Эта методика может применяться, к примеру, для лечения нарушений зрения, хронических болей и даже для перенастройки биологических часов организма.

Однако исследователи заинтересованы в создании устройств, которые могли бы обеспечить лечение как светом, так и препаратами.

Авторы новой работы отмечают, что до сих пор для доставки лекарств или света, воздействующих на определённые области мозга, применялись жёсткие металлические устройства и оптические волокна. Однако громоздкое оборудование ограничивает движения и может повредить мягкие ткани мозга. Поэтому такие методики не подходят для длительных исследований либо долгосрочного лечения.

При использовании альтернативных устройств вроде мягких зондов и беспроводных платформ снижается вероятность повреждения тканей и неблагоприятных реакций. Тем не менее такая "аппаратура" всё ещё остаётся громоздкой и не может обеспечить долгосрочную доставку лекарств, а настроить её работу довольно сложно с технической точки зрения.

Новое решение не имеет таких недостатков.

По словам авторов работы, в первую очередь они должны были решить проблему пополнения запасов лекарств. Для этого они создали систему со сменными картриджами для препаратов. Её, по аналогии с компьютерной, назвали plug-n-play (дословно "включай и играй").

Когда запас лекарств будет исчерпан, можно будет загрузить новый картридж, чтобы лечение продолжалось. Благодаря этому нейробиологи смогут изучать процессы в одних и тех же нейронных цепях на протяжении, к примеру, нескольких месяцев.

На следующем этапе картриджи с лекарством были внедрены в мозговой имплантат с мягким зондом. Последний имеет толщину человеческого волоса и состоит из микрофлюидных каналов для доставки лекарств в целевые области, а также крошечных – меньше крупинки соли – светодиодов.

Управление системой осуществляется с помощью простой программы на смартфоне, а передачу сигнала обеспечивает Bluetooth-передатчик с низким энергопотреблением.

В нынешнем виде экспериментальное устройство предназначено для испытаний на мышах. Первый тест оно уже прошло. Система проработала в мозге грызунов в течение четырёх недель. За это время специалисты проверили различные настройки управления, контролируя двигательную активность мышей.

Проверка также показала, что в будущих экспериментах исследователи смогут с лёгкостью "настроить" любую комбинацию или точную последовательность доставки света и лекарств без необходимости физического присутствия животного в стенах лаборатории.

Авторы работы сообщают, что заинтересованы в дальнейшем развитии этой технологии и намерены создать мозговой имплантат для клинических применений.

Используя беспроводные нейронные устройства, учёные также смогут проводить полностью автоматизированные исследования на животных.

С помощью данной разработки исследователи также надеются вывести на новый уровень диагностику нейродегенеративных заболеваний, а также различного рода зависимостей и депрессии.

"Это позволит нам лучше проанализировать основы жизнедеятельности нервной системы и то, как специфические нейромодуляторы в мозге сказываются на поведении. Мы также намерены использовать это устройство для комплексных фармакологических исследований, которые могут помочь нам разработать новые лекарственные средства от боли, зависимости и эмоциональных расстройств", – добавил соавтор работы профессор Майкл Брухас (Michael Bruchas) из Вашингтонского университета в Сиэтле.

Статья с более подробным описанием разработки опубликована в журнале Nature Biomedical Engineering.

Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали об имплантатах, останавливающих эпилептические припадки и стимулирующих мозг без вскрытия черепа.