Цель та же, способ другой: нановакцина предотвратила распространение меланомы

Нановакцина от меланомы испытана мышах. Специалисты считают, что это действенный способ борьбы со смертельным недугом.

Израильские специалисты испытали новую нановакцину против самого агрессивного типа рака кожи – меланомы. Как предполагают учёные, такой способ может не только бороться с меланомой, но служить профилактикой, останавливая развитие смертельного недуга.

Исследователи из Тель-Авивского университета разработали нановакцину против меланомы, самого агрессивного типа рака кожи. Инновационный подход израильских специалистов доказал свою эффективность в предотвращении развития опасного недуга на мышах и лечении первичных опухолей и метастазов.

Напомним, что меланома обычно локализуется на коже, при этом опухоль часто рецидивирует после лечения и метастазирует лимфогенным и гематогенным путём почти во все органы. И в этом её главная опасность. Специалисты из разных стран разрабатывают способы борьбы с этим недугом и методы его ранней диагностики.

В рамках недавней работы израильские учёные взяли за основу наночастицы размером примерно 170 нанометров, изготовленные из биоразлагаемого полимера. Их также называют маннозилированные наночастицы.

Внутри каждой из них находятся два пептида – короткие цепи аминокислот, которые экспрессируются в клетках меланомы.

Полученные наночастицы учёные вводили в организм мышей с меланомой.

"Наночастицы действовали точно так же, как известные вакцины от вирусных недугов. Они стимулировали иммунную систему мышей, и "учили" иммунные клетки определять и атаковать клетки, содержащие два пептида, то есть клетки меланомы", – объясняет ведущий автор работы профессор Ронит Сатчи-Фаинаро (Ronit Satchi-Fainaro).

Иными словами, продолжает профессор, отныне иммунная система иммунизированных грызунов будет атаковать клетки меланомы, если они появятся в организме.

После этого разработчики изучили эффективность вакцины, проведя серию экспериментов.

Сначала учёные ввели её здоровым мышам, после чего внедрили в организм грызунов клетки меланомы.

"Мыши не заболели, а это означает, что вакцина сумела предотвратить заболевание", – добавляет Сатчи-Фаинаро.

Таким образом, вакцина доказала своё профилактическое действие.

Во-вторых, наночастицы использовались для лечения первичной опухоли. Специалисты объединили инновационную вакцину и иммунотерапию и испытали эту комбинацию на мышах с меланомой. Такое лечение приостановило прогрессирование недуга и значительно продлило жизнь всех грызунов, к которым применили это лечение.

И, наконец, исследователи успешно испытали вакцину в работе с тканями, взятыми у пациентов с метастазами меланомы головного мозга. Полученные результаты позволили учёным предположить, что нановакцина может быть использована и для лечения таких метастазов.

Эффективность разработки была трижды подтверждена.

"Война против рака в целом и меланомы в частности длится на протяжении многих лет. Нам помогают различные методы лечения, например, химиотерапия, лучевая терапия и иммунотерапия", – отмечает Сатчи-Фаинаро.

Тем не менее, продолжает она, вакцины, показавшие свою эффективность в борьбе с различными вирусными заболеваниями, редко применяются в лечении рака.

"В нашем исследовании мы впервые показали, что можно создать эффективную нановакцину против меланомы и сенсибилизировать иммунную систему к иммунотерапии", – добавляет профессор.

Специалистам ещё предстоит доказать, что этот метод эффективен и безопасен для людей. Но пока они далеки от проведения клинических испытаний, результат которых, как сообщается, можно увидеть как минимум через 10 лет.

Тем не менее учёные доказали возможность такого подхода к лечению меланомы и продемонстрировали потенциал нановакцин.

"Наше исследование открывает двери для совершенно нового подхода [лечения] при помощи вакцин, которые могут справиться с меланомой даже на самых поздних стадиях развития недуга. Мы считаем, что наша разработка также может пригодиться для лечения других видов рака и что наша работа является основой для создания других противораковых нановакцин", – заключает Сатчи-Фаинаро.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Nature Nanotechnology.

Ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о химиотерапевтическом гидрогеле, способном лечить рак кожи. Писали мы и о других способах лечения меланомы. В частности, учёные создали пластырь с микроиглами и использовали изменённый вирус герпеса.