Лазерные сигналы инопланетян будет искать мощная система телескопов

К поискам внеземных цивилизаций присоединится система телескопов VERITAS.

Фото VERITAS.

К проекту российского миллиардера Юрия Мильнера по поиску сигналов внеземных цивилизаций присоединился внушительный астрономический инструмент. Четыре 12-метровых телескопа будут искать вспышки гипотетических лазерных маяков инопланетян.

К проекту Breakthrough Listen российского миллиардера Юрия Мильнера, в рамках которого специалисты ищут сигналы внеземных цивилизаций, присоединился внушительный астрономический инструмент. Четыре 12-метровых телескопа будут выявлять вспышки лазерных маяков возможных инопланетян.

Речь идёт о системе VERITAS, расположенной в США. Четыре зеркала работают как единое целое, так что их можно назвать одним телескопом или же системой телескопов, это вопрос вкуса. Установка предназначена для наблюдения космических источников гамма-излучения, таких как чёрные дыры в центрах активных галактик, нейтронные звёзды и так далее.

VERITAS – это атмосферный черенковский телескоп. "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) подробно рассказывали о том, как работают подобные инструменты. Напомним вкратце, космические гамма-кванты сталкиваются с атомами атмосферы и вызывают каскад реакций, порождающих целые ливни элементарных частиц. При этом возникают короткие вспышки света, которые и регистрирует инструмент.

Таких установок в мире всего три, и VERITAS – самая большая из них. Команда проекта Breakthrough Listen намерена использовать её для поиска лазерных маяков возможных инопланетян. С этой целью телескоп будет обозревать близкие к Солнцу звёзды.

"Оптическая связь уже использовалась НАСА для передачи изображений высокой чёткости с Луны на Землю, поэтому есть основания полагать, что развитая цивилизация может использовать масштабированную версию этой технологии для межзвёздной связи", – утверждает Эндрю Симён (Andrew Siemion) из Института SETI.

Энтузиасты надеются, что лазеры на космических маяках работают в импульсном режиме, причём продолжительность каждого импульса не превышает нескольких наносекунд. В этом случае инструмент легко отличит вспышки от фонового звёздного света.

"Breakthrough Listen уже является самым мощным, всеобъемлющим и интенсивно работающим [проектом] по поиску признаков разумной жизни за пределами Земли, – констатирует Симён. – Теперь, после присоединения VERITAS, мы можем принимать сигналы важного нового класса: быстрые оптические импульсы".

Напомним, что астрономы уже искали с помощью VERITAS подобные сигналы в излучении загадочной звезды Табби, странное поведение которой уже давно заставляет учащённо биться сердца охотников за внеземным разумом. Теперь они намерены поставить поиски подобных сигналов, исходящих от других звёзд, "на поток".

Телескоп мог бы обнаружить лазерный маяк у звезды Табби, если бы тот выдавал около 500 тераватт в одном импульсе длительностью несколько наносекунд. Эти цифры уже сравнимы с характеристиками мощнейших земных лазеров. К тому же дистанция до загадочного светила составляет целых 1480 световых лет, а большинство звёзд из предполагаемого списка находится в 10–100 раз ближе. Поэтому исследователи обнаружат и менее мощные сигналы, если, конечно, они есть.

"Впечатляет, насколько хорошо подходят телескопы VERITAS для этого проекта, учитывая, что они были созданы только с целью изучения гамма-лучей очень высоких энергий", – признаётся Дэвид Уильямс (David Williams), член коллаборации VERITAS.

Подчеркнём, что VERITAS не является оптическим телескопом в обычном смысле этого слова. Установка состоит из множества отдельных отражателей (в каждом зеркале VERITAS их 350) с заметными зазорами между ними. Подобная система узкоспециализирована для поиска коротких ярких вспышек, и её нельзя использовать для обычных астрономических наблюдений.

Будь у учёных четыре полноценных 12-метровых оптических телескопа, они едва ли отдали бы хоть минуту их драгоценного времени на поиск гипотетических сигналов от не менее гипотетических инопланетян. Ведь главные зеркала самого большого оптический телескопа в мире, VLT, имеют диаметр всего 8,2 метра.

Напомним, что основным направлением работы проекта Breakthrough Listen является поиск радиосигналов от инопланетян. Теперь в энтузиасты будут искать ещё и лазерные лучи, испущенные межзвёздными маяками.

"Когда речь заходит о разумной жизни за пределами Земли, мы не знаем, где она существует и как она общается, – констатирует Мильнер. – Поэтому наша философия заключается в том, чтобы искать в как можно большем количестве мест и разными способами".

К слову, "Вести.Наука" ранее писали о проекте создания лазерного маяка для инопланетян. Тем временем другие эксперты, напротив, предлагают накрыть Землю "плащом-невидимкой". Добавим также, что некоторые теоретики считают, что большинство обитаемых миров Вселенной ещё не зародилось.