Это не в голове: раскрыты объективные предпосылки анорексии

Новые данные свидетельствуют о том, что анорексию могут вызывать генетические нарушения метаболизма.

Фото TeroVesalainen/pixabay.com.

Открытие генетических предпосылок нервной анорексии откроет новые возможности её лечения. Кроме того, в скором будущем специалисты смогут прогнозировать предрасположенность человека к этому смертельно опасному расстройству.

Нервная анорексия является потенциально опасным для жизни расстройством пищевого поведения. Из-за патологического страха прибавить в весе люди начинают ограничивать себя в еде и даже голодать, доводя свой вес до опасно низких значений. Важно понимать, что пациенты с анорексией в силу болезни видят себя в зеркале совсем не так, как их видят окружающие, и убеждены, что имеют лишний вес. Со временем расстройство приводит к тяжелым (порой необратимым) нарушениям работы всего организма и даже смерти.

Нервная анорексия всегда сопровождается расстройствами метаболизма, которые врачи ранее связывали с последствиями голодания.

Однако недавно полученные данные свидетельствуют о том, что нарушение обмена веществ может быть не следствием, а возможной причиной развития этого опасного состояния.

Новое исследование объединило более 100 учёных по всему миру. В ходе совместной работы они изучили почти 17 тысяч образцов ДНК пациентов, страдающих анорексией, и сравнили их с 55 тысячами образцов ДНК здоровых людей.

Эксперты использовали данные из 17 стран Северной Америки и Европы, а также из Австралии и Новой Зеландии.

Сравнивая полученные результаты с предыдущими аналогичными исследованиями, учёные обнаружили, что анорексия, по-видимому, взаимосвязана с обсессивно-компульсивным расстройством и депрессией. Это позволяет предположить, что эти три состояния имеют общие генетические "корни". Следует отметить, однако, что для учёных это был ожидаемый результат, ведь пациенты с такими расстройствами часто имеют схожие симптомы.

По-настоящему любопытной находкой стали восемь генов, которые вызывают изменения метаболизма сахаров и жиров в организме больных анорексией.

Эти генетические особенности изменяют интенсивность сжигания калорий, влияют на физическую активность, а также ответственны за низкую восприимчивость к инсулину (фактор, приводящий к развитию сахарного диабета второго типа).

По мнению авторов научной работы, выявленные генетические факторы красноречиво свидетельствуют о том, что нервная анорексия – это, по-видимому, как психическое, так и метаболическое расстройство.

Нельзя исключать, однако, что у такого сложного заболевания может быть несколько типов развития. Так, у некоторых людей ведущими могут стать психические факторы, а у других будут преобладать метаболические причины возникновения болезни.

Эксперты надеются, что в будущем генетические тесты смогут точно диагностировать подтип нервной анорексии и определять индивидуальную предрасположенность к ней. Такой анализ помог бы докторам разработать оптимальный план лечения для каждого пациента.

Кроме того, анорексию нельзя больше лечить как исключительно психическое заболевание. В свете новых знаний необходимо искать комплексные подходы к решению этой серьёзной проблемы.

"До сих пор мы были сосредоточены на психологических аспектах нервной анорексии, таких как стремление пациентов к худобе. Наши результаты демонстрируют важность роли метаболизма. Его особенности помогут понять, почему люди с анорексией часто возвращаются к опасно низкому весу даже после успешного лечения", – отмечает ведущий автор работы Синтия Булик (Cynthia Bulik) в пресс-релизе.

Немаловажно и то, что выявление генетических предпосылок анорексии поможет устранить навешивание социальных ярлыков, с которыми, к сожалению, до сих пор сталкиваются заболевшие и члены их семей.

Ведь часто общество считает таких людей "выдумщиками", которые "просто зациклены на внешности" и не имеют реальных проблем со здоровьем.

Заметим, что авторы новой работы не намерены останавливаться на достигнутом. По их мнению, выявленные восемь генов – это лишь верхушка айсберга.

Их следующая цель – масштабное международное генетическое исследование 100 тысяч пациентов с нервной анорексией. Запланировано также и подробное изучение другого расстройства пищевого поведения – переедания.

Результаты научных изысканий международной команды под руководством Синтии Булик опубликованы в издании Nature Genetics.

Кстати, авторы "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) ранее писали о генетических предпосылках шизофрении и о том, как приложение для смартфона лечит анорексию эффективнее имеющихся методов.

Будьте в курсе последних новостей науки, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях: ВК, Facebook, Twitter, "Одноклассники". Есть мы и в Яндекс.Дзене.

Мы продолжим рассказывать о новейших открытиях и изобретениях, а пока предлагаем узнать о новой методике борьбы с расстройствами пищевого поведения.