Вирус Коксаки атакует и уничтожает рак мочевого пузыря

Использование онколитических вирусов – это перспективный подход к лечению рака, и его потенциал изучают многие специалисты.

Исследователи из Великобритании обнародовали результаты небольшого клинического испытания новой "вирусотерапии". Описанная методика является неинвазивной и достаточно эффективной, а значит, позволит спасать от рака мочевого пузыря гораздо большее количество людей.

Исследователи из Университета Суррея в Великобритании описали довольно неожиданной способ борьбы с раком мочевого пузыря. В ходе небольшого клинического испытания они показали, что один из штаммов вируса Коксаки, который специалисты обозначают CVA21, избирательно инфицирует и уничтожает раковые клетки.

В частности, этот вирус способен убивать немышечный инвазивный рак мочевого пузыря (когда опухоль развивается на внутренней поверхности органа).

Авторы работы поясняют: этот тип опухолей опасен тем, что быстро прогрессирует. В арсенале медиков есть инвазивные процедуры, которые позволяют удалить видимые образования. Однако в 50-70% случаев у пациентов наблюдаются рецидивы, и они вынуждены проходить дорогостоящий мониторинг, чтобы убедиться, что рак не вернулся.

Альтернативный вид лечения – иммунотерапия – вызывает в трети случаев серьёзные побочные эффекты. Ещё треть пациентов вообще не реагирует на такого рода лечение.

Испытания же новой методики лечения этого типа рака показали многообещающие результаты.

Впрочем, в исследовании пока приняли участие лишь 15 пациентов. Все они ожидали операции по удалению опухолей. За неделю до процедуры им в ткани мочевого пузыря через катетер ввели вирусы штамма CVA21.

После операции специалисты изучили удалённые образцы тканей, и оказалось, что вирус сработал крайне избирательно. Он инфицировал раковые клетки и размножался, вызывая их разрыв и гибель. Здоровые клетки при этом остались невредимыми.

Между тем анализы мочи, взятой у участников в разные дни, показали, что вирус выделялся из организма постепенно. Это свидетельствует о том, что после гибели инфицированных раковых клеток произошла репликация, то есть вирус размножился, и "потомки" продолжили атаковать другие раковые клетки в органе.

Более того, у пациентов также повысилось количество цитокинов – информационных молекул, которые обеспечивают мобилизацию воспалительного ответа.

Учёные поясняют, что иммунная система человека, как правило, не атакует раковые клетки в мочевом пузыре. Однако появление вируса CVA21, судя по всему, вызывает воспаление опухоли, и в результате иммунные клетки всё-таки начинают убивать злокачественные.

Примечательно, что "вирусное лечение" оказалось эффективным у всех пациентов, а у одного из них во время операции не было обнаружено никаких следов рака.

"Уменьшение опухолевой нагрузки и гибель раковых клеток наблюдались у всех пациентов, а у одного исчезли все следы заболевания после всего лишь одной недели лечения, что указывает на его потенциальную эффективность. Примечательно, что никаких существенных побочных эффектов ни у одного пациента не наблюдалось ", – сообщил руководитель исследования профессор Хардев Пандха (Hardev Pandha).

На следующем этапе специалисты планируют расширить клинические испытания этого вида лечения. Также они хотят оценить эффективность комбинации двух методик – иммунотерапии и "вирусотерапии".

Научная статья по итогам этой работы представлена в журнале Clinical Cancer Research.

Отметим, что потенциал онколитических вирусов сегодня изучают многие специалисты. К примеру, ранее был найден вирус, который поможет бороться с опасной опухолью сетчатки глаза у детей.

Также авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о "вирусном подходе" к лечению рака головного мозга: в арсенале учёных реовирусы, вирус Зика, а также вирус полиомиелита.